Воздушная трасса Аляска — Сибирь: о советских лётчиках, которые перегоняли самолёты через Берингов пролив

На Аляске в 14 километрах от Анкориджа есть место, которое имеет важное и символическое значение для истории Второй мировой войны: здесь находятся могилы советских лётчиков, погибших при перелёте по воздушной трассе Аляска — Сибирь. RT узнал, как перегоняли полученные по ленд-лизу американские самолёты на линию фронта, сколько погибло пилотов и почему их могилы оказались так далеко от Родины.

По небу из Аляски в Сибирь

В годы Второй мировой войны между СССР и США действовала программа ленд-лиза. Одним из её важнейших маршрутов была воздушная трасса Аляска – Сибирь (АЛСИБ). С 1942 по 1945 год советские лётчики перегнали из Аляски через Берингов пролив и Сибирь на Восточный фронт около 8 тыс. боевых самолётов — истребителей, бомбардировщиков, транспортных машин: P-40, P-39 Airacobra, P-63 Kingcobra, A-20, B-25 и других.

Научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков рассказал RT, что представлял собой этот маршрут.

«Трасса из Фэрбенкса до Красноярска составляла 6,5 тыс. км, а если говорить о расстоянии от заводов в США до фронта, то самолёту приходилось преодолевать 14 тыс. км. Непосредственно с Аляски до советской территории их перегоняли именно советские лётчики», — рассказал Мягков.

Это была сложная и опасная работа: суровый климат, длинные участки без запасных аэродромов, непредсказуемая погода.

Участник Великой Отечественной войны Виктор Глазков, один из лётчиков этого воздушного моста, вспоминал, как началась его работа по перегонке самолётов из США в СССР.

«После встречи нового, 1943-го года мы, экипаж П.Ф. Журавлёва, вылетели в Фэрбенкс, где предстояло получить транспортный американский самолёт С-47. В то время это была первоклассная машина с двумя надёжными двигателями «Пратт-Уитни» с ресурсом 650 часов, эффективной антиобледенительной системой, современным радионавигационным и связным оборудованием и калориферным обогревом пилотской кабины», — рассказал он.

Виктор Глазков также вспомнил, как росло движение по воздушной трассе Аляска — Сибирь.

«Началась будничная напряжённая работа. Поток самолётов С-47 увеличивался. Требовалось всё больше экипажей. Обучение проходило в рейсовых условиях. К основному экипажу подсаживали экипаж стажёров», — рассказал он он.

По мере того как наращивались поставки помощи США для фронта, росла и нагрузка на лётный состав. Летом 1943 года, как вспоминал Виктор Глазков, ситуация была очень напряжённая.

«В отдельные дни лётчики-истребители и бомбардировщики перегоняли по два самолёта, налётывая по 10—11 часов. Ещё большая нагрузка ложилась на транспортные экипажи, которым приходилось вылетать раньше группы с целью разведки погоды и переброски груза для фронта, а на обратном пути доставлять перегонщиков на их базы», — уточнил Глазков.

Почему рисковали жизнью

Поставки американских самолётов имели важное значение для фронта. Например, на одном из таких самолётов — Bell P‑39 Airacobra — летал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин.

«Он указывал на одно важное для него преимущество этого самолёта: конструкция Airacobra давала возможность стрелять по противнику одновременно из всех видов вооружения самолёта, нажимая на одну гашетку, что гарантировало попадание по вражеской машине. И хотя у американских самолётов были свои недостатки, наши асы их очень ценили», — рассказал Михаил Мягков.

  • Трижды Герой Советского Союза лётчик Александр Покрышкин.
  • РИА Новости