«Включите Максима в список на обмен»: супруга россиянина Марченко, отбывающего срок в США, обратилась к президенту РФ

Жена россиянина Максима Марченко, отбывающего срок в США, обратилась к президенту РФ с просьбой включить её мужа в список на обмен. В прошлом году Марченко был осуждён на три года тюрьмы и ещё три года под надзором. У Максима и Дианы двое детей, которые пристально следят за новостями об обмене и надеются, что в очередном самолёте окажется их отец.

В сентябре 2023 года на Фиджи по запросу американских властей были задержаны 51-летний российский предприниматель Максим Марченко и его супруга Диана. После пятидневного заключения женщину отпустили, а её мужа экстрадировали в Соединённые Штаты. Американская сторона обвинила россиянина в поставках микроэлектроники из США в РФ в обход санкций, а также в контрабанде и отмывании денег. Весной 2024 года Марченко свою вину признал. Летом Федеральный суд Южного округа штата Нью-Йорк приговорил мужчину к трём годам лишения свободы и ещё к трём — под надзором. В эксклюзивном интервью RT Диана Марченко рассказала, почему считает отношение американских властей к своему мужу предвзятым.

— Диана, мы с вами говорили в прошлый раз, когда Максима только арестовали. С тех пор прошло полтора года. Ваш муж признал вину. Почему?

— Обвинение было по восьми статьям, среди них контрабанда, отмывание денег, поставка товаров двойного назначения. Мой муж пошёл на сделку со следствием, потому что рассчитывал, что его так скорее отпустят и он сможет вернуться к семье. К сожалению, расчёт оказался неверным. Его приговорили к трём годам тюремного заключения и к трём годам под надзором после освобождения.

— Считаете ли вы, что есть предвзятое отношение к нему со стороны американских властей?

— Безусловно, предвзятое отношение есть. В Америке существует такая процедура, когда адвокат себя объявляет защитником определённого человека, обвиняемого. Следствие ему предоставляет материалы дела, discovery materials. Нашим адвокатам не предоставили ничего, ни одной страницы. Там был только протокол допроса на Фиджи — и больше никаких доказательств его вины.

— С какими трудностями Максиму пришлось столкнуться в тюрьме?

— У моего мужа, к сожалению, сахарный диабет и сильный отёк ноги.

Ему требуется постоянная медицинская помощь, которую в тюрьме оказывают, но из-за постоянной смены тюрем — а он побывал уже в четырёх — это происходит не всегда.

Также не всегда доступна медицинская обувь, с помощью которой он может безболезненно передвигаться. Администрация первой тюрьмы разрешила мне купить эту обувь и передать ему. В данный момент мой муж находится в тюрьме Аленвуд в изоляторе. Туда его поместили в декабре 2024 года. Нужной обуви у него нет. Но он никуда и не может ходить, потому что в изоляторе камера открывается только на один час в день.

«Спас от безумия»

— Чем ваш супруг занимался до помещения в изолятор?

— После попадания в тюрьму Максим сразу же записался на курс английского языка и истории Америки. По-моему, на журналистику он тоже подал документы, но что-то там не получилось. Он всегда старался максимально чем-то заниматься. Не может мой муж сидеть на месте и ничего не делать. Всегда старался помочь и другим заключённым. Они вместе изучают их дела, законы. Иногда он учит людей играть в преферанс.

  • © Из личного архива