• Новости
  • Мир
  • «Будем готовы сделать всё, чтобы защитить наши законные интересы»: полный текст интервью Сергея Лаврова Такеру Карлсону

                                Gettyimages.ru
                            Gettyimages.ru

«Будем готовы сделать всё, чтобы защитить наши законные интересы»: полный текст интервью Сергея Лаврова Такеру Карлсону

Россия будет готова использовать любые средства, чтобы не позволить Западу добиться успеха в нанесении Москве «стратегического поражения», заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону. Так он ответил на вопрос, какой сигнал российская сторона хотела направить Западу в ходе испытаний ракетного комплекса «Орешник». В то же время дипломат отметил, что РФ не думает о войне с США, которая может иметь ядерный характер, поскольку регламентирующая этот вопрос доктрина гласит, что самое главное — избежать ядерной войны.

— Спасибо, что согласились на интервью. Верите ли вы, что США и Россия сейчас находятся в состоянии войны?

— Я бы так не сказал. В любом случае это не то, чего мы хотим. Конечно, мы хотели бы иметь нормальные отношения со всеми нашими соседями. Вообще со всеми странами, особенно с такой великой страной, как США.

Президент Путин неоднократно выражал своё уважение американскому народу, истории Соединённых Штатов, американским достижениям в мире. Мы не видим никаких причин, по которым Россия и США не могут сотрудничать ради вселенной.

— Но США финансируют конфликт, в который вовлечена Россия. Теперь они позволяют наносить удары по территории России. Разве это не является войной?

— Официально мы не воюем. Некоторые то, что происходит на Украине, называют гибридной войной. Я бы тоже это так назвал. Очевидно, что украинцы не смогли бы делать то, что они делают современным оружием большой дальности, без прямого участия американских военнослужащих. Это опасно. В этом нет сомнений.

Мы не хотим усугублять ситуацию. Но поскольку по территории России используются ATACMS и другое оружие большой дальности, мы посылаем сигналы. Надеемся, что последний (пару недель назад) от новой системы «Орешник» был воспринят всерьёз.

Мы также знаем, что некоторые официальные лица в Пентагоне и в других организациях, включая НАТО, в последние дни стали говорить, что блок является оборонительным альянсом, но иногда, мол, можно ударить первыми, потому что лучшая защита — это нападение. Представитель Стратегического командования Минобороны США (контр-адмирал Томас. — RT) Бьюкенен заявил, что допускает возможность обмена ограниченными ядерными ударами.

Такого рода угрозы вызывают обеспокоенность. Если они следуют логике, которую некоторые западники озвучивают в последнее время (мол, не верьте, что у России есть красные линии, да, они их объявили, но эти красные линии снова сдвигаются), то это очень серьёзная ошибка. Вот что я хотел бы сказать в ответ на этот вопрос.

Не мы начали войну. Путин неоднократно говорил, что мы начали специальную военную операцию, чтобы положить конец войне, которую киевский режим вёл против своего народа в Донбассе. В своём последнем заявлении президент дал ясно понять, что мы готовы к любому развитию событий. Мы предпочитаем мирное урегулирование путём переговоров на основе уважения законных интересов безопасности России, уважения живущих на Украине русских людей, их базовых прав, языковых и религиозных прав, уничтоженных рядом законов, принятых украинским парламентом. Это началось задолго до специальной военной операции.

С 2017 года принималось законодательство, запрещающее российское образование на русском языке, работу российских СМИ на Украине, а потом украинских СМИ на русском. Также были предприняты шаги по отмене любых культурных мероприятий на русском языке. Русские книги выбрасываются из библиотек и уничтожаются. Последним шагом стало принятие закона, запрещающего каноническую Украинскую православную церковь.

Также на russian.rt.com «Хунта Зеленского в ужасе»: Медведчук рассказал о массовом бегстве украинцев от киевского режима в РФ

Любопытно, что на Западе говорят, что там хотят, чтобы этот конфликт был разрешён на основе Устава ООН и уважения территориальной целостности Украины, а Россия, мол, должна «уйти». Генеральный секретарь ООН заявляет похожие вещи. Недавно его пресс-секретарь повторил, что конфликт должен быть решён на основе международного права, Устава ООН и резолюций Генеральной Ассамблеи при уважении территориальной целостности Украины. Это неправильный подход. Если вы хотите уважать Устав ООН, вы должны его уважать во всей полноте. Напомню, что этот документ среди прочего гласит, что все страны должны уважать равенство государств и право наций на самоопределение. Западники также упоминают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Очевидно, что они имеют в виду принятые ими после начала специальной военной операции, где высказывается осуждение России и содержатся призывы к тому, чтобы Россия «ушла» с территории Украины на границы 1991 года.

Но существуют и другие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, по которым не голосовали, — они были приняты консенсусом. Среди них есть Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В ней консенсусно чётко говорится, что все должны уважать территориальную целостность государств, чьи правительства уважают право наций на самоопределение и поэтому представляют всё население, проживающее на данной территории.

Утверждать, что люди, пришедшие к власти в результате военного госпереворота в феврале 2014 года, представляли крымчан или жителей Восточной и Южной Украины, абсолютно бесполезно. Крымчане отвергли госпереворот. Они потребовали, чтобы их оставили в покое. Заявили, что не хотят иметь ничего общего с этими людьми. Так же поступил Донбасс. Крымчане провели референдум и присоединились к России. Донбасс был объявлен пришедшими к власти путчистами террористами. Их обстреливали, атаковали артиллерией. Началась война, которая была остановлена в феврале 2015 года.

Были подписаны Минские соглашения. Мы были искренне заинтересованы в том, чтобы прекратить это, но для этого было необходимо, чтобы минские договорённости были полностью выполнены. Но они были саботированы созданным после государственного переворота на Украине правительством. Было условлено, что это правительство должно вступить в прямой диалог с людьми, не принявшими госпереворот, и способствовать развитию экономических отношений с этой частью Украины. Ничего из этого не было сделано. Киевский режим заявил, что он никогда не будет говорить с ними напрямую. Это несмотря на то, что требование говорить с ними напрямую было одобрено Советом Безопасности ООН. Киевский режим назвал их террористами, поэтому они, мол, будут сражаться с ними, потому что сильнее, а те будут умирать в подвалах.

Если бы не госпереворот в феврале 2014 года и если бы соглашение, достигнутое накануне между тогдашним президентом (Виктором Януковичем. — RT) и оппозицией, было реализовано, Украина была бы до сих пор единой и Крым был бы в её составе. Это очевидно. Они не выполнили это соглашение. Вместо этого они организовали госпереворот. Соглашение в феврале 2014-го в том числе предусматривало создание правительства национального единства и проведение досрочных выборов, которые тогдашний президент бы проиграл. Все это знали. Но они были нетерпеливы и на следующее утро заняли правительственные здания. Они вышли на Майдан и объявили, что создали «правительство победителей». Сравните: «правительство национального единства» для подготовки к выборам и «правительство победителей».

Как люди, которые, по их мнению, были побеждены, будут уважать власть в Киеве? Вы знаете, что право наций на самоопределение является международно-правовой основой процесса деколонизации, проходившего в Африке на основе соответствующего принципа Устава ООН. Люди в колониях никогда не относились к колониальным державам, к «хозяевам», как к тем, кто их представляет, кого они хотят видеть в структурах, управляющих этими землями. Точно так же люди на востоке и юге Украины, в Донбассе и Новороссии не считают режим Зеленского тем, кто представляет их интересы. Как они могут их представлять, когда их культура, язык, традиции, религия — всё это запрещено.

Также на russian.rt.com «Понадобилось пролить кровь»: общественно-политические деятели — о связи между «майданами» 2004 и 2014 годов на Украине

Если мы говорим об Уставе ООН, о резолюциях, международном праве, то самая первая статья Устава ООН, о которой Запад никогда не вспоминает в украинском контексте, гласит: необходимо уважать права человека, независимо от расы, пола, языка или религии. Возьмите любой конфликт — США, Великобритания, Евросоюз вмешаются, скажут, что права человека грубо нарушены и что они должны «восстановить права человека на такой-то территории».

На Украине они никогда не говорят про права человека, потому что видят, что эти самые права человека для русского и русскоязычного населения полностью запрещены законом. Поэтому, когда нам говорят, что, мол, давайте разрешим конфликт на основе Устава ООН... Да мы согласны, но не надо забывать, что Устав ООН не только про территориальную целостность, которая должна соблюдаться только в том случае, если правительство легитимно и если оно уважает права своего народа.

— Хочу вернуться к вопросу, о котором вы сказали ранее, — об использовании гиперзвуковой баллистической системы, которую вы назвали сигналом Западу. Какой это сигнал? Думаю, что многие американцы даже не знают, что это произошло. Какое сообщение вы посылали, показывая это миру?

— Сообщение о том, что США и их союзники, поставляющие дальнобойное оружие киевскому режиму, должны понимать, что мы будем готовы использовать любые средства, чтобы не позволить Западу добиться успеха в нанесении нам «стратегического поражения». Западники борются за сохранение своей гегемонии в мире, в любой стране, регионе, на любом континенте. Мы боремся за наши законные интересы безопасности. Западники говорят о границах 1991 года. (Сенатор США. — RT) Линдси Грэм*, который некоторое время назад посетил Киев, в присутствии Зеленского прямо заявил, что Украина богата редкоземельными металлами. Мол, мы не можем оставить это богатство русским. Мы его должны забрать.

Они борются за режим, который готов продать или отдать Западу все природные и человеческие ресурсы. Мы же сражаемся за живущих на этих землях людей, чьи предки на протяжении веков осваивали их, строили города, заводы. Мы заботимся о людях, а не о природных ресурсах, которые кто-то в США хотел бы забрать себе и хотел бы иметь украинцев в качестве слуг, «сидящих» на этих природных ресурсах.

Сообщение, которое мы хотели донести, испытывая эту гиперзвуковую систему в реальных условиях, заключается в том, что мы будем готовы сделать всё, чтобы защитить наши законные интересы.

Мы не думаем о войне с США, которая может иметь ядерный характер. Наша военная доктрина гласит, что самое главное — избежать ядерной войны. Напомню, что именно мы в январе 2022 года инициировали совместное заявление лидеров пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, в котором говорилось, что мы сделаем всё, чтобы избежать конфронтации между нами, признавая и уважая интересы и опасения безопасности друг друга. Это была наша инициатива. Но интересы безопасности России были полностью проигнорированы, когда они отвергли (примерно в то же время) предложение нашей страны заключить договор о гарантиях безопасности.

Они отклонили наше предложение заключить договор о гарантиях безопасности и для России, и для Украины, для их сосуществования, — о том, что Украина никогда не будет членом НАТО или какого-либо другого военного блока. Проекты этих документов были представлены Западу — НАТО и США в декабре 2021 года. Мы обсуждали их несколько раз. Была даже моя встреча с (госсекретарём США. — RT) Энтони Блинкеном в январе 2022 года. Эти предложения были отклонены.

Конечно, мы хотели бы избежать недопонимания. Но поскольку некоторые личности в Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе, похоже, не вполне правильно оценивают ситуацию, мы готовы направить дополнительные сообщения, если они не сделают необходимых выводов.

— Тот факт, что мы вообще ведём разговор о возможном обмене ядерными ударами — это поразительно. Никогда не думал, что дойдёт до такого. В связи с этим возникает вопрос, насколько интенсивно ведётся диалог по закрытым каналам между Россией и Соединёнными Штатами? Обсуждалось ли что-нибудь за последние два с половиной года? Ведутся ли переговоры на этот счёт?

— Есть несколько каналов, но они в основном задействованы по обмену людьми, отбывающими сроки в России и Соединённых Штатах. Было несколько таких обменов. Есть также каналы, которые не предаются огласке, но в основном американцы передают по этим каналам то же, о чём говорят публично: «мы должны остановиться», «должны принять потребности Украины и её позиции». Они поддерживают эту абсолютно бессмысленную «формулу мира Зеленского», которая недавно была дополнена «планом победы».

Западники провели несколько серий встреч, конференцию в Копенгагене, саммит в Бюргенштоке. Хвастаются, что в первой половине следующего года созовут ещё одну конференцию и на неё на этот раз любезно пригласят Россию. И, мол, тогда России будет предъявлен ультиматум. Всё это на полном серьёзе повторяется по различным конфиденциальным каналам.

Сейчас мы слышим иное, в том числе в заявлениях самого Зеленского, — о том, что, мол, можем остановиться на линии соприкосновения, дескать, Украина будет принята в НАТО, но на данном этапе гарантии альянса будут распространяться только на территорию, контролируемую правительством, а остальное будет предметом переговоров. Но конечным результатом этих «переговоров» должен быть фактически полный «уход» России с российской же территории, оставив русский народ на произвол нацистского режима, который уничтожил все права русских и русскоязычных граждан.

Также по теме

Может быть интересно