Открытое письмо Александра Збруева: Почему я не согласен с Дмитрием Певцовым
Я проработал в театре "Ленком" 63 года. И многое повидал, много внутритеатральных событий прошло через меня, мое сердце и душу. Я выходил на сцену со многими, о ком сегодня говорят - "великие" и в прошедшем времени: Чурикова, Леонов, Пельтцер, Янковский, Броневой, Абдулов, Ларионов, Караченцов. Рассуждаю изнутри этого театра, который очень люблю.
Здесь были разные времена. Видел, как выдавливали Анатолия Васильевича Эфроса, гениального режиссера, с которым я имел счастье работать. Это был какой-то плач с кровью. Я 46 лет работал с Марком Захаровым. Я категорически против, чтобы люди выступали против того театра, в котором служат. Это значит - против своих партнеров и руководства театра.
Меня, конечно, возмутило то, что я услышал, увидел, в частности, в интервью Дмитрия Певцова Белорусскому телевидению, и то, что раньше читал в других интервью. Дима Певцов, с которым мы сидим в одной гримерной, человек, который до сих пор играл в нашем театре центральные роли, тем не менее, сейчас цепляется за этот "плохой" театр! Зачем? Эта посадка "на двух стульях", конечно, человека совершенно не украшает.
Да, более пяти лет назад ушел из жизни Марк Анатольевич. Но сегодня театр прекрасно работает, прежде всего, благодаря Марку Борисовичу Варшаверу, который руководит театром, благодаря которому восстановлен великий спектакль "Поминальная молитва". Александр Лазарев успешно проявил себя как режиссер, поставив спектакль "Бег". Выпущены такие спектакли, как "Гамлет" с Антоном Шагиным в главной роли. Это - событие. Наш "Маяковский" получил главную зрительскую премию.
Молодые артисты, годами сидевшие на скамейке запасных, получили центральные роли и стали любимы публикой. Как поднялся Андрей Леонов за эти годы, как проявили себя Сергей Пиотровский, Игорь Коняхин. Сейчас интересно репетирует новый спектакль как режиссер Игорь Миркурбанов.
Дмитрий Певцов приводит в пример, как чтут спектакли Туминаса в Вахтанговском театре. Как можно? Помилуйте! В нашем театре идут 8 спектаклей Марка Анатольевича. Люди их любят. В театре аншлаги! Экскурсии, мемориальный кабинет, выставки, всегда свежие цветы у портрета. Театр носит имя Захарова - куда уж больше?! Вообще, я бы поставил памятник троим ленкомовцам - Ивану Берсеневу, Анатолию Эфросу и Марку Захарову. А работая в театре с разными директорами, еще раз могу уверенно сказать, что Варшавер, более 40 лет проработавший с Захаровым, - лучший директор.
Считаю, человек должен дать себе отчет, что театр для него - это прежде всего коллектив, это те люди, с которыми ты работаешь. И если ты вдруг говоришь о том, что здесь плохие спектакли, что ""Ленком" умер", то ты просто нечестен. И мне кажется, если тебе театр не нравится, ты его не ценишь - не надо в нем работать. Надо работать там, где нравится. Тем более, что выбор свой Дмитрий Анатольевич сделал в 2021 году. У него политическая карьера. Я же считаю, что театр для Артиста - прежде всего.
Я понимаю, что мир так устроен, что главное - деньги, надо зарабатывать, но все-таки не надо быть перевертышем. Ведь мы все помним, как Певцов называл Варшавера "директором от Бога". И вдруг он решил сказать "правду". Но где его правда? Когда он вдруг говорит в одном случае, что Варшавер прекрасен, Богом поцелованный директор. И теперь он дает интервью в Беларуси, где говорит, что это уже не театр, это уже все другое. Да, другое. Товстоногов, когда его спросили: "а вы преемника своего какого-то воспитываете?", ответил: "А это зачем? Этого не должно быть. Будет новый театр, в новый театр придет новый талантливый режиссер". А театр сегодня благодаря Марку Борисовичу Варшаверу находится на плаву.
Народный артист России Александр Збруев. Фото: Предоставлены пресс-службой театра "Ленком"Я уверен, что мы будем двигаться и дальше вперед. Марк Борисович Варшавер очень много делает для любого человека, работающего в театре "Ленком": будь то народный артист, просто актер или уборщица - если вдруг кто-то обращается за помощью к Марку Борисовичу Варшаверу, он открывает все двери для того, чтобы просто помочь этому человеку. Вспомните нашу молодую, красивую, талантливую актрису Алену Митрошину, которую сбил самокат. Не знали, как она сможет дальше играть. Марк Борисович Варшавер тут же пришел на помощь. Сегодня она прекрасно работает, играет ведущие роли. И таких примеров очень много в театре. Знаю, что и Дмитрий Певцов за многое был благодарен нашему директору.
Поэтому такие выступления против своего театра меня возмущают. Дмитрию Певцову не надо становиться в один ряд с теми, кто считает театр своей собственностью или собственным наследством. Тем более, мужчине и человеку, который сделал свой выбор быть политиком. Театр - это наш общий Дом, и, если ты в нем живешь и сидишь со всеми за одним столом (выходишь на одну сцену), недостойно поливать его грязью.
Культура