На Красной площади открылся главный книжный фестиваль страны

Концерт открытия фестиваля "Красная площадь" всегда по-своему эпичен и красив. Хотя - а разве может быть иначе здесь, у Спасской башни и Собора Василия Блаженного? Тем более что нынешний книжный парад посвящен такой огромной дате, о которой напомнил в своей приветственной телеграмме организаторам и участникам "Красной площади" президент России Владимир Путин: "Особо отмечу, что в нынешнем году главной темой фестиваля станет 80-летие Великой Победы и Год защитника Отечества. Тема героизма наших воинов - одна из констант отечественной культуры. Лучшие образцы военной прозы и поэзии, наполненные силой, правдой, искренними, неподдельными чувствами, являются нашим подлинным национальным достоянием, служат сбережению памяти о тех, кто в годы Великой Отечественной войны защищал родную землю, вдохновляют бойцов и командиров, которые сегодня сражаются за будущее России".

О том, как в непростые времена особенно востребована умная и честная книга, говорил на Главной сцене фестиваля и президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Провести праздник книги на Красной площади не помешала ни пандемия, ни "по сути война с объединенным Западом". Более того, книжный фестиваль в Москве показал пример другим регионам, и такие праздники литературы теперь становятся привычными по всей стране - от Владивостока до Калининграда, от Уфы до Дворцовой площади Петербурга.

По традиции на открытии фестиваля Сергей Степашин прочитал стихи. В этот раз - из поэзии Сергея Есенина, которому в этом году 130 лет. Последнее четверостишие из "Руси советской" - "Но и тогда, / когда на всей планете / Пройдет вражда племен…" - оказалось красивым "мостиком" к концерту открытия фестиваля - одному из самых ярких событий первого дня.

После очередного перезвона кремлевских курантов на Красной площади зазвучало "Слово о полку Игореве", драматическая симфония для чтеца, альта, симфонического и народного оркестров. Партию альта, олицетворяющую, по задумке композитора, современного классика Александра Чайковского, душу князя, исполнил Юрий Башмет. Текст "Слова" в переводе выдающегося ученого Олега Творогова читал Сергей Гармаш. Симфоническую часть взял на себя оркестр "Новая Россия", народную - ансамбль "Россия" имени Людмилы Зыкиной. Дирижировал всем этим мощным пиршеством маэстро Фредди Кадена.

Почему книжный фестиваль открыло "Слово"? Есть два повода - 840-летие похода князя Игоря на половцев и 225-летие со времен первой публикации этого шедевра древнерусского книжника, "соединившего историческую подлинность с высокой поэзией". Начитанным людям, а других на фестивале, кажется, нет, не нужно объяснять, почему это не рядовые календарные даты.

И музыканты с чтецом сделали все, чтобы "золотое слово со слезами смешенное" звучало сегодня так, будто бы речь идет не о XII веке, а о нынешних днях. "Я видел, как слушали зрители, - уже после концерта рассказал "Российской газете" Юрий Башмет. - А ведь такое сочетание народных и симфонических инструментов многие, быть может, слушали впервые - и Красная площадь, и звон колоколов, который врывался в нашу музыку, и даже ветер, трепавший нотные листы, - все это вместе помогало всем нам почувствовать себя частью истории, в которой мы совсем не одинокие путники".

Концерт по мотивам памятника древнерусской литературы подчеркнул и один из главных трендов нынешнего фестиваля - поворот к правдивой собственной истории. Прежде всего, конечно, к истории Великой Отечественной войны. В первые же несколько часов работы фестиваля свою новую книгу "Полководцы Победы" презентовал Леонид Млечин. Архивист Андрей Сорокин рассказал, как работал над иллюстрированной "Летописью Победы. 1418 дней и ночей". А Сергей Степашин и Павел Крашенинников представили вышедшее в издательстве "Эксмо" исследование "На пути к сверхдержаве. Государство и право во времена войны и мира (1939-1953)".

Один из самых искренних разговоров получился у сотрудников Дома-музея Марины Цветаевой - о "вымечтанном" сыне поэтессы Муре, Георгии Эфроне, которому в этом году могло исполниться 100 лет.

Судьба его горька - эмиграция, возвращение, гибель на войне. Почему избалованный мальчишка, росший в Европе, пошел на войну? Мог ли не пойти? Чему его судьба могла бы научить нас сегодняшних? Научит ли?

Из 600 заявленных в программе фестиваля событий - четверть точно так или иначе посвящена истории. Если не страны и не выдающегося ее гражданина, то книги.

В этом году исполняется 90 лет "Дяде Степе" Сергея Михалкова. Кто скажет, что это не повод отпраздновать такую дату на главной площади страны, тот никогда не был ребенком или вырос в какой-то другой стране.

"Мне кажется, "Дядю Степу" любят и читают дети до сих пор, потому что он добрый, веселый и любит всем помогать, - объяснила "РГ" Юлия Валерьевна Субботина-Михалкова, вдова поэта. - А вообще, "Дядя Степа" - это же настоящий "Евгений Онегин" для детей".

О "самом главное великане" говорили на одной из площадок фестиваля сотрудники Гослитмузея им. Даля, где в эти дни проходит выставка "Гражданин большого роста: Дяде Степе - 90!". Почему именно там? Все просто - если вчитаться повнимательней, можно узнать, что участковый Степан Степанов работал в седьмом отделении Москвы, находившемся в здании по адресу Зубовский, 15, где теперь располагается главное здание музея.

Дядя Степа заступает на дежурство - на Красной площади? Почему бы и нет. Ведь он, как говорят на фестивале, подобно своему автору, Сергею Михалкову, жизнь свою прожил достойно, и в войну не прятался, и детям помогал, и в своей профессии был счастлив. Чем не пример?

А могут ли сегодня вообще - литературные герои служить примерами? Можем ли мы спрашивать с них, например, за то, что происходит сегодня с нами? Эти острые вопросы обсуждали на одной из самый ярких дискуссий первого дня фестиваля - "Интерпретация классики. Классика и современники".

Дискуссия эта началась на страницах "Российской газеты" после того, как читатели начали спор о том, имеет ли право один из ведущих банков страны брать героями своей рекламной кампании персонажей из главных произведений русской классики?

Действительно - имеют ли?

Кстати

Как не потеряться среди сотен тысяч книг, представленных на фестивале? Как найти ту, которая станет настольной, любимой? Совет такой - нужно приходить с утра и смотреть за людьми с чемоданами. От туристов они отличаются тем, что одеты, как правило, строго. Это коллекционеры, которые каждый год ждут фестиваль как манну небесную - они приезжают со всей страны, чтобы купить интересные новинки. Они знают в них толк. В первый фестивальный день охотники за книгами обступили ряды региональных издательств. И действительно - это были находки.

Книга биолога Георгия Дулькейта ждала своей встречи с читателями ровно век. В 1924-1928 годах он исследовал берез Охотского моря, о чем талантливо написал в своих путевых заметках, которые перед в Магаданское издательство спустя несколько десятилетий. Но, увы, записи эти тогда не вышли. Зато вышли сегодня - в блестящем оформлении, среди картин, которыми проиллюстрирована книга "По островам побережья Охотского моря" - "Сивучи острова Завьялова" Василия Нестеренко.

Свои новинки привезли издатели Тавриды - многие из них о тех, благодаря кому мы с детства грезим Коктебелем, Феодосией и Ялтой… "Отдыхай как Пушкин. Невероятные приключения русских писателей в Крыму" - лишь одна из новинок. А есть ли о любви? Есть! "Моя жизнь с Александром Грином". Воспоминания, очерки и письма Веры Калицкой - жены писателя, которая согласилась поехать с ним в ссылку.

Кавказ. Здесь традиционно манят читателей рецепты местной кухни. Но не только. "Александр Сергеевич Пушкин на языках народов Дагестана", красивейшая книга эскизов женских кавказских костюмов и книги Расула Гамзатова - расходятся как пирожки. Издательства из Владикавказа в последний день "Красной площади", 7 июня, обещают всех угощать осетинскими пирогами. Очень хороший подход! Кто сказал, что книжный фестиваль - это только духовная пища?

ЛитератураКнижный фестиваль "Красная площадь - 2025"Гид-паркРГ-ФотоРГ-Видео