Константин Богомолов: Уехавшим сложно смириться, что без них в стране есть жизнь
Двенадцать спектаклей на выставке "Россия" в марте и апреле: в эту субботу последний покажут на ВДНХ. Премьеры театрального проекта "Голоса страны" здесь не просто "прошли". Такая буря поднялась вокруг! На "Голоса" откликнулись со всех сторон - аншлаги и аплодисменты зрителей перебивались окриками "либерального обкома" (как называет это Константин Богомолов).
С художественным руководителем "Голосов страны" и режиссером Театра на Бронной мы поговорили о том, что стоит за этим проектом.
Расскажите, об идее проекта "Голоса страны". Жизнь простого человека вы сделали театральным событием. Как это у вас получилось?
Константин Богомолов: Русская литература, без которой нельзя себе представить сегодня мировую культуру, внимательно вгляделась в жизнь простого человека. И обнаружила в ней свои взлеты и падения, свои глубины и драмы, свои восторги и несчастья. Это и Чехов, и Толстой, и Достоевский, и Пушкин. Чем, в конце концов, "Повести Белкина" с их "Станционным смотрителем" или "Барышней-крестьянкой" - не "Голоса страны"? Чем не "Голоса страны" иные чеховские рассказы? А я напомню, что существенная часть творчества Чехова выросла именно из его поездок по России. Точно так же и Толстой самым внимательным образом вглядывался в "Войне и мире" в Платона Каратаева - в простого русского солдата, крестьянина. И его фигура, без каких-то карьерных и любовных потрясений, сама его жизнь, само его пребывание в пространстве и времени, насыщенном историческими событиями, оказывается для Толстого не менее важно, чем фигуры Наполеона или Кутузова.
Но разве чтобы стать персонажем спектакля, не нужно в чем-то быть героем?
Константин Богомолов: Герой - это тот же самый простой человек, которому судьба бросила вызов, и он на него ответил. А сколько людей совершают подвиги, но мы о них не знаем, потому что луч медийного внимания не высвечивает их среди других? Из этой философии и рождались "Голоса страны".
Плюс у меня давно есть ощущение, что современная российская драматургия в какой-то момент сосредоточилась на желании препарировать боль. Но, рассказывая о боли, не надо торговать болью - вот что очень важно. Знаете, как сказал один большой философ: "Быть жертвой развращает не меньше, чем быть палачом". Так вот - когда люди начинают торговать болью, они уже кроме боли ничего не хотят, потому что она хорошо монетизируется, на боль всегда есть покупатель.
Нередко театр увлекается пренебрежительным взглядом на провинцию, "сверху вниз". Вы строите проект иначе?
Константин Богомолов: Абсолютно. Мы говорим без презрения, и это одна из наших главных задач. Пафос современной драматургии долгое время был, мол, "как же вы так живете, так жить нельзя". Но это московскому снобу кажется, что "жить нельзя". А если в его беззаботность врывается, например, необходимость не только работать, но и заботиться о больном родственнике, то у него мозг взрывается, а душа увядает. А в провинции, оказывается, можно делать одно, второе и третье и еще получать радость от жизни! Недаром в наш проект пришли - подчеркну: радостно пришли и радостно работают - молодые ребята.
Команда у вас звездная. Это можно сказать и о молодых режиссерах, которые уже на слуху, - Михаил Плутахин, Виктория Печерникова, Айдар Заббаров, Талгат Баталов; я уж не говорю об артистах. Александра Ребенок, Игорь Миркурбанов, Александр Семчев, Александра Урсуляк...
Константин Богомолов: Каждый спектакль делает полноценная постановочная команда. Это режиссеры, драматурги, художники, хореографы. А еще фотографы, которые создавали визуальные образы, - все постановки у нас сопровождаются видео и фотографиями людей, о которых мы рассказываем, их друзей и родных, мест, где они живут и работают. Ребята сами ездили ко всем героям, с каждым знакомились, общались, записывали их речь, и не только: один из спектаклей - о шахтере - сопровождается надписью: "Все звуки, которые вы услышите, записаны на глубине шахты".
Александра Ребенок в роли Анны Валл - специалиста по этикету из Санкт-Петербурга. Фото: Предоставлено пресс-службой проекта "Голоса страны"Более того, наши герои приезжают к нам на премьерные спектакли, выходят на поклоны вместе с актерами, которые их играют, публика награждает их овациями. Знаете, одна героиня у нас вышла, плача, и говорит: "Господи, зачем же я так откровенно все про себя рассказала!". Но она была счастлива, а про актрису, которая ее играла, сказала: "Это я". Вообще наш проект по-новому формулирует принципы документального театра.
Что это за принципы?
Константин Богомолов: Это театр, который не приукрашивает, но и не торгует болью. Театр, который влюбляется в реальность, очень разную, очень сложную порой, и ищет в этой реальности поэзию, красоту и человеческое достоинство. Вообще "Голоса страны" - проект о человеческом достоинстве. Мы не хотим унижать человека этим проектом, мы не хотим говорить о падении человека. Мы хотим говорить о способности преодоления, об умении находить счастье и радость в малом, в трудном, в сложном. В конце концов, о том, какие достойные люди живут вокруг нас.
Для меня очень важно, что проект получается не только социальный, но и художественный. Некоторые из спектаклей - понятно, что мы не можем выдать 12 шедевров - это замечательные театральные работы. Я подчеркиваю: сделать моноспектакль, где актер час держит публику, очень непросто. Причем не на каком-то стендапе или клоунаде, а на драматическом материале. А у нас есть спектакли, которые могут полноправно играться на большой сцене и держать зал. Я очень горжусь, что внутри этого проекта родилось несколько подлинных театральных событий. После того, как мы отыграем премьерный цикл на ВДНХ, отберем наиболее успешные постановки и будем показывать их на больших сценах. В том числе в Театре на Бронной, повезем и в другие города.
Какие истории из этого цикла вас лично особенно зацепили?
Константин Богомолов: Удивительная история парня-инвалида с невероятно мощным характером. Чудесный сюжет и о человеке, который занимался большим бизнесом, потом все бросил и с головой ушел в театр. Не может оставить равнодушной история Анны Валл, дамы из Петербурга, родом из екатерининских немцев, с очень драматичной личной судьбой. Или потрясающая Галина Яковлева из Нягани, которую играет Александра Урсуляк, - фантастической энергии пенсионерка, с невероятным жизнелюбием.
Александра Урсуляк - пенсионерка из Нягани. Фото: Предоставлено пресс-службой проекта "Голоса страны"Вы недавно опубликовали пост о том, что "Голоса страны" подверглись агрессивной критике со стороны, как вы назвали эту группу людей, "либерального обкома". Посыпались угрозы, оскорбления. Что их так раздражает?
Константин Богомолов: Раздражает, что люди работают. Это же была реакция определенной группы в сетях. Она развязала настоящую травлю тем, кто участвует в проекте. Плюс некоторые СМИ, которые "оттуда" вещают, сделали репортажи о наших спектаклях, в тональности которых - "ай-ай-ай, какой кошмар, наши молодые талантливые ребята, которые когда-то составляли надежду русского театра, теперь работают с этим Богомоловым на государственном проекте, они нас предали". Кого они предавали? Под чем они подписывались и на чем клялись? Им начали писать оскорбления, тэгить в соцсетях, призывая "одуматься". И я очень рад, что они спокойно через эту травлю прошли: пожали плечами и продолжили работать, сделав, как мне кажется, правильные выводы о том, что это за люди, которые устроили на них такую облаву. Я про это уже писал текст на РИА Новости - трудно, когда ты покинул страну, смириться с тем, что жизнь в стране идет и развивается. Трудно принять, что талантливое и умное не обязательно должно быть тех же взглядов, что и ты. И вообще что жизнь после тебя есть. А в нашем проекте участвуют те, кто станет будущим - талантливые молодые люди, которые создают новый, интересный, умный театр. Да еще и - какой ужас! - на государственные деньги и на выставке "Россия".
В "Голосах страны" участвуют те, кто станет будущим - молодежь, которая создает новый, интересный, умный театр"Продались"?
Константин Богомолов: Они "продались" талантливому замыслу. "Продались" радости творить - для своего зрителя, в родном доме. И работают, если честно, за копейки, потому что грант - это про создать, но никак не про заработать. Для меня этот проект тоже своеобразная общественная нагрузка, но я этим занимаюсь, потому что мне в удовольствие, и любуюсь тем, что получается. Так что собаки лают - караван идет. А вообще подобные вещи закаляют молодого режиссера, потому что режиссер должен быть устойчив и пуленепробиваем, должен идти сквозь все оскорбления и тыкания пальцами. При одном условии - если он верит в то, что делает. Только тогда он может вести за собой команду, только тогда от него исходит энергия лидера. Я уверен, эти молодые ребята будут ставить на площадках страны на протяжении будущих десятилетий.
Вы один из режиссеров, который много и последовательно ставит об элите, так называемой интеллигенции. В "Голосах страны" фокус совсем на противоположных героях. Понятие элиты меняется?
Константин Богомолов: На самом деле, я ведь не столько ставлю об элите, сколько через свои спектакли демонстрирую, что эта элита - не элита. Так было раньше и так продолжается, я постоянно пытаюсь как-то атаковать эту тему. Но ей ведь и русская литература тоже занималась. Чехов с "Вишневым садом", булгаковский "Бег" - все это в какой-то степени разговор об элитах и случающейся с ними в разные периоды деградации. И Горький много говорил про распад элит, и Толстой - чего стоит его "Воскресение", и Андрей Белый в романе "Петербург". Этого много, это всегда было, и я, смею надеяться, в той или иной мере пытаюсь продолжать эту традицию.
Иван Агапов сыграл шахтера Сергея Айгорова из города Сатки Челябинской области. Фото: Предоставлено пресс-службой проекта "Голоса страны"А вам не показалось, что спектакль о релокантах "Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя" прошел как-то спокойно? Ваши постановки обычно собирают либо восторги, либо проклятия, но эта - несмотря на то, что острее многих - не вызвала скандала?
Константин Богомолов: Этот спектакль идет суперуспешно, он самый продаваемый в Театре на Бронной на сегодняшний день. На днях вышла телеверсия на канале "Культура". А то, что вокруг него возник некий консенсус, наверное, это его художественное достоинство. Потому что даже те люди, которые не принимают его содержание и его акценты, признают его художественную состоятельность. Тем более что "Дачники" сделаны в очень психологической манере, это очень ясный, прозрачный спектакль. Он сосредоточенно серьезный, хотя в нем много иронии и смеха. Может быть, скандала вокруг него никакого не было, и слава богу, но то, что он по смыслу попал в зрительный зал - однозначно.
Над чем вы сейчас работаете?
Константин Богомолов: Продолжается сложная и долгая работа, которую я планирую выпустить в Театре на Бронной будущей осенью, - "Жизнь в цитадели" по послевоенной пьесе эстонского драматурга Аугуста Якобсона. Я соединяю эту пьесу с Чеховым. Здесь же в ближайшее время выйдет спектакль с участием выдающихся артистов старшего поколения - Александра Збруева и Веры Майоровой. Идет работа над Еврипидом, но это должно созреть. В межсезонье в Александринке я буду репетировать горьковскую "Мать", премьера состоится в начале сентября. Вернувшись из межсезонья на Бронную, займусь "Чайкой" и, наконец, приступлю к Достоевскому. Кстати, в следующем сезоне в Театре на Бронной будут ставить и режиссеры, которые участвовали в "Голосах страны" - кого-то из них я пригласил попробовать себя здесь и сейчас мы обсуждаем материал.
Пару лет назад в нашей беседе вы сказали, что сейчас в театре время человеческих историй. Это по-прежнему так?
Константин Богомолов: Да. Самое современное, самое модерновое и авангардное сейчас - это живой человек на сцене и его история. Мы за последние годы видели столько всяких разных формотворческих экспериментов, что изголодались и, мне кажется, совсем не насытились еще простыми человеческими историями.
Российская газета - Федеральный выпуск: №75(9317)