• Новости
  • Культура
  • Елена Гагарина - об успехе в Пекине выставки из Музеев Московского Кремля
Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, гость Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, гость "Российской газеты". / Сергей Михеев

Елена Гагарина - об успехе в Пекине выставки из Музеев Московского Кремля

Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина стала гостем "Делового завтрака" в "РГ". Она рассказала о новых международных проектах Музеев Московского Кремля, о только что открывшейся выставке в Пекине и о том, почему так востребованы музейные проекты, посвященные еде и традициям национальной кухни.

Сначала о горячем. На сайте Музеев Московского Кремля появилось предупреждение о мошенниках, которые продают поддельные билеты в Кремль. Это свидетельство успехов работы музеев Кремля или знак того, что мошенники не дремлют?

Елена Гагарина: Мне кажется, и то и другое. Мы очень просим всех, кто хочет прийти к нам в музей, покупать билеты на нашем официальном сайте.

Будем очень рады всех видеть. У нас сейчас прекрасная выставка, посвященная дворцовым переворотам XVIII века. У нас открыта Оружейная палата, отреставрирован Успенский собор. Мы приглашаем всех посетить Кремль, Музеи Московского Кремля и полюбоваться замечательной елкой, украсившей Соборную площадь.

Сколько сегодня стоит посмотреть на елочку на Соборной площади?

Елена Гагарина: Общий входной билет в соборы (но без выставки) стоит 800 рублей, в Оружейную палату цена билета 1200 рублей.

Еще до открытия в Национальном музее Пекина все билеты на выставку "Русское застолье..." на первый месяц были проданы

Вы недавно вернулись из Пекина, где в Национальном музее Китая открыли выставку "Русское застолье. Традиции, еда, напитки, искусство сервировки". Еда, наверное, самый короткий путь не только к сердцу мужчины, но и к сердцу народа. Чем этот проект интересен?

Елена Гагарина: Мы начали им заниматься еще во время пандемии. Переговоры с Национальным музеем Китая в Пекине о проектах, посвященных русской и китайской национальной кухне, как и подготовка выставки, заняли довольно много времени. Но результат получился замечательный. Наша выставка в Пекине пользуется большим успехом. Еще до открытия все билеты на нее на первый месяц были проданы. Китайские коллеги попросили нас ее продлить. Но, к сожалению, это невозможно. Среди экспонатов - вещи, сделанные из драгоценных тканей, которые не могут находиться на свету больше четырех месяцев. Тут мы ограничены условиями сохранности вещей. Правительство Москвы организует в Пекине фестиваль русской кухни, который будет проходить в марте.

Мы рассчитываем на то, что выставка из пекинского музея об искусстве трапезы в Китае, которая в Музеях Московского Кремля откроется в апреле, тоже вызовет интерес у наших зрителей. К ней мы готовим большую программу. Насколько мне известно, планируется также и фестиваль китайской кухни.

Почему, на Ваш взгляд, сейчас так популярны проекты, музейные, издательские, фестивальные, связанные с едой?

Елена Гагарина: Национальная кухня - очень важная часть культуры. И огромная часть жизни. В ней находят свое отражение черты национального характера. При этом национальная кухня может включать блюда близживущих народов.

Скажем, русская кухня вобрала в себя очень многие черты кухни других народов. А, например, восточные специи появляются в России только в XVI веке. Поэтому об этом нам и хотелось рассказать. Точно так же как и китайская кухня. В некоторых регионах в китайской кухне прослеживаются черты монгольской, а на юге - вьетнамской и так далее.

И конечно, отдельная тема - убранство, посуда царских приемов. На выставке в Китае мы показываем роскошные старинные экспонаты, которые были участниками пиров в палатах Кремля.

Что китайцам нравится в русской кухне?

Елена Гагарина: У нас совершенно разные традиции. Китайская кухня отличается богатым использованием специй. У нас этого не было. Но, например, китайцы считают пельмени, которые популярны в России, своим блюдом. Скорее, все-таки пельмени изначально пришли к нам из монгольской кухни, они также связаны с традициями еды коренных народов Сибири.

Зато любовь к чаю, которая есть у китайцев, очень повлияла на русские вкусы. Распространение драгоценного китайского чая на Руси - очень важная тема. Но традиции чаепития совершенно разные. В Китае чайная церемония тесно связана с буддийскими практиками. Чай был напитком, который позволял монахам достигнуть определенного ментального состояния. Буддийские трактаты предупреждали: не нужно пить слишком много чая, чтобы не войти в состояние возбужденности.

А русская традиция чаепития с самоваром, сладостями, пирогами связана с гостеприимством, с праздничным семейным застольем. Очень милая, душевная, домашняя традиция. Первым делом, когда мы приходим в гости, нам предлагают попить чайку. Это приятно, это признак гостеприимства.

Не только высокая, но и народная кухня может стать частью дипломатии. Успех проекта в Китае вы не предполагаете продолжить?

Елена Гагарина: В России мы эту тему уже продолжаем. Сейчас, например, в Челябинске мы открыли выставку, посвященную чаю. Челябинск был второй чайной столицей России после Москвы. Именно в Челябинск купцы привозили чай. Там очень крупнейшие чаеразвесочные фабрики. Там шла расфасовка чая. Надеюсь, у нас будет возможность продолжить тему традиций национальной кухни и чаепитий и в других проектах.

Полностью "Деловой завтрак" с Еленой Гагариной - в ближайших номерах "РГ"

Российская газета - Федеральный выпуск: №286(9528)Музеи и памятникиМоскваДеловой завтрак

Может быть интересно