• Новости
  • Происшествия
  • «Явно вина экипажа»: заслуженный пилот России рассказал о причине крушения Ми-8 на Камчатке
Фото: Кадр из видео Фото: Кадр из видео

«Явно вина экипажа»: заслуженный пилот России рассказал о причине крушения Ми-8 на Камчатке

Вертолет Ми-8Т авиакомпании «Витязь-Аэро» с туристами на борту совершал перелет с площадки в районе вулкана Вачкажец на площадку в поселке Николаевка.

Вертолет Ми-8Т авиакомпании «Витязь-Аэро» с туристами на борту совершал перелет с площадки в районе вулкана Вачкажец на площадку в поселке Николаевка. В назначенное время экипаж на связь не вышел. В поисково-спасательной операции участвовало более 60 человек, было задействовано 15 единиц техники. 1 сентября, как только погода прояснилась, пропавший вертолет был обнаружил с воздуха бортом авиаперевозчика «Витязь-Аэро».

К месту крушения был направлен вертолет Ми-8 МЧС с необходимым оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ. На месте было обнаружено 17 тел погибших. С наступлением темноты, спасатели разбили лагерь для ночевки. Поиски приостановлены до утра 2 сентября.   

О причинах случившегося мы поговорили с вертолетчиком, заслуженным пилотом России Вадимом БАЗЫКИНЫМ.

— Туризм, полеты в Долину гейзеров — это второй по прибыльности после рыболовства бизнес на Камчатке, — говорит Вадим Базыкин. — Поэтому, когда люди приезжают с материка, им предлагают туры на вертолетах. Имея на руках прогноз о том, что завтра испортится погода, организаторы решают, что туристов надо любыми способами отправить на день раньше. 

Как говорит эксперт, Камчатку можно показать по-разному. 

— Можно было пролететь над этим вулканом выше облаков, «заглянуть» в кратер. Можно было в каком-то безопасном месте пробить вверх облака, выйти где-то на равнинку, снизиться там, где есть прямая видимость земли. А там были как раз такие условия.

По мнению заслуженного пилота России, надо менять сам подход к полетам.

— Не надо стремиться обязательно в пяти метрах от земли показать туристам эти красоты. Я сам работал на Камчатке, у меня на борту были сильные мира сего. Я возил и первых лиц государства. Но я знал, как показывать Камчатку. Там интересен и каждый вулкан в отдельности, и панорама в целом. Если вам погода не позволяет показать каждый вулкан, покажите его панораму.

Вадим Базыкин считает, что нельзя ради процветания бизнеса рисковать людьми.

— Светлая память, конечно, всем погибшим. Но я просто не представляю, каково сейчас семьям членов экипажа. По сути, летчики убили пассажиров. Тут явно вина экипажа. Не надо было так близко подходить к горам, тем более в туман. Они ведь взяли на себя ответственность за 19 человеческих душ…  

По мнению эксперта, сейчас на два, три года что-то заблокируют, введут какие-то запреты. А потом все вернется на круги своя, все-равно будут летать и рисковать.

В свою очередь, о горном массиве Вачкажеч, нам рассказал известный камчатский альпинист, «Снежный барс» Александр Биченко, который много лет проработал госинспектором в природном парке «Вулканы Камчатки» и воспитал не одно поколение гидов.  

— Раньше вулкан Вачкажец вообще не пользовался у туристов популярностью, — говорит Александр Биченко. — Это был наш «домашний» вулкан, мы ездили туда отдыхать, там — чисто альпинистские маршруты.

Но потом, как говорит наш собеседник, закрыли популярный у туристов маршрут на Мутновский вулкан, где ежедневно регистрировались сотни сейсмических событий. А это было чревато камнепадами, обвалами, оползнями. Находиться там было опасно.

— Начался туристический «голод». Надо было придумать что-то новое. И раскрутили маршруты на вулкан Вачкажец. Там буквально началось паломничество. Были организованы, в том числе, и облеты вулкана на вертолете. Район посещаемости там небольшой, весь массив где-то 10 на 10 километров. Там три вершины: гора Летняя Поперечная (1417 метров), Вачкажицы (1502) и Вачкажец (1556). Среди этих трех вершин вертолеты и кружили. Там сопки все скалистые, сплошь — гребни. Туристы там не ходят, они совершают пешие маршруты внизу, у подножия вулкана, смотрят озеро, идут к водопадам.

Александр Биченко считает, что сверху там смотреть-то особо было нечего.  

— Места там, конечно, красивые. Но это, на мой взгляд, такой материковый пейзаж, который можно сравнить с Уралом или Приморьем. Раньше там не было вертолетной площадки, воздушные суда в том горном массиве на высоте не садились. Очень горько, что погибли люди. 

— Сколько стоят подобные туры?

— Конкретно эта экскурсия стоила 20 тысяч рублей на человека. Это довольно недорого, чтобы полетать и посмотреть сверху на Камчатку. Тем более, что перелет был непродолжительным по времени. А людям всегда хочется увидеть что-то новое.  


Может быть интересно