Здесь тоже крушат однополярный мир: фигуристы готовят революцию
Российские танцы на льду переживают перерождение.
Российские танцы на льду переживают перерождение. Новые интриги, провокационная музыка и своя борьба за многополярный мир.
РИА Новости Спорт разбирается, кто ворошит самый застойный вид фигурного катания.Новая Навка и нелюбимый родственникТанцы в нашей стране несколько лет были кем-то вроде нелюбимого родственника.
Положено его звать на семейные праздники (они же чемпионат страны и другие турниры), но не очень хочется. Родственник какой-то непутевый — то женится, то разводится, то лечится от алкоголизма и депрессии.
Тратит время впустую и ничего внятного не добился.Правда, такое отношение было распространено не среди зрителей в целом, а среди продвинутой части болельщиков и журналистов.
Первым не нравилось, что у нас как будто вечно прошлый век по сравнению с новенькой блестящей канадско-французской школой. Вторым — что про танцы не читают так охотно, как про одиночное.
Большая часть зрителей же по-прежнему с любовью смотрела танцы по телевизору и на соревнованиях. И только Федерация фигурного катания на коньках России философски посмеивалась, зная, что все движется по синусоиде, и даже за самым затяжным спадом последует подъем.
И вот оно, кажется, началось! С начала сезона не покидает ощущение, что в наших танцах на льду случился рассвет. Не потому что готовы "дернуть Пападакисов", кто-то научился делать восьмерные твиззлы, или появилась новая Навка.
К танцам в принципе эти критерии смешанных единоборств и чистокровного спорта не очень применимы. Танцы остаются театром, куда приходят посмотреть на интересные постановки, красивые костюмы, увидеть читаемые образы, поймать легкое дыхание между мужчиной и женщиной.
Условно, в одиночном затруднительно достоверно показать, как Гамлет душит Офелию, а Ромео бросает первый нежный взгляд на Джульетту. В танцах — легко.
И если раньше интересных постановок и индивидуальности в целом очень не хватало, сейчас ситуация изменилась.Самым большим спросом у массового зрителя пользуются постановки, отвечающие трем критериям: близкая сердцу музыка, под которую хочется хлопать; эмоциональность на разрыв; единое культурное пространство со спортсменами.
Так что людям на трибунах от Магнитогорска и до Петербурга (это буквально первый и последний этапы серии) одинаково бодро зайдут условная "Макарена", "Ямщик, не гони лошадей" и "Кармен". Бронза за андеграундПри этом каждый может найти себе любимцев на вкус.
Пара Екатерина Рыбакова/Иван Махноносов — обладатели классических чистых ног и несколько старомодных, но добротных постановок из школы в Медведково. Одна "Тоска" в произвольном танце чего стоит.
Василиса Кагановская/Максим Некрасов еще не успели толком скататься, а уже получили от тренеров "Лунную сонату", огромный зрительский интерес и аванс от судей — на первом же турнире заехали в призы на второе место с небольшим по меркам танцев отставанием от лидеров.Ирина Хавронина и Девид Нарижный отвечают за резкий стильный минимализм.
Елизавета Шичина и Павел Дрозд — ходячая (все же катучая, а то эпитет "ходячий" для танцоров сродни оскорблению) библиотека штучек, фишечек и находок. Даже в покрытой патиной опере "Самсон и Далила" они едут как в современном электромобиле.
Хочется первозданной красоты Адама и Евы, если бы они жили в наши дни и смотрели "50 оттенков серого" — пожалуйста, Софья Леонтьева и Даниил Горелкин. За андеграунд отвечают Екатерина Миронова/Евгений Устенко из Петербурга — их произвольный танец поставлен на музыку в жанре дарк-кабаре в исполнении группы, которая поет про наркоманов, проституток и прочий декаданс.
Это было не просто смело, а очень смело, как итог — окупилось бронзовой медалью этапа в Красноярске. Вообще кажется, что Миронова/Устенко могут провести самый успешный в карьере сезон и еще преподнесут сюрпризы.
Для "олдов" — давно любимые и такие близкие Александра Степанова и Иван Букин в обертке от Александра Жулина. Их фактура позволяет просто выйти и стоять пять минут в стартовой позе, после чего все и так умрут от восхищения, но они продолжают пробовать себя в новой хореографии.
Правда, остаются верны выбранному стилю с черными лаконичными костюмами, чтобы ничто не отвлекало от главного.Елизавета Худайбердиева/Егор Базин — прекрасный пример, как можно за два года рвануть вверх через два пролета.
Их концерт Моцарта устроил настоящий сеанс массового гипноза с залом — люди на трибунах в Красноярске боялись даже дышать, не то что говорить и шуршать пакетами. При этом в ритм-танце — ироничный и милый, как комедии 90-х, оммаж на горе-шпиона Остина Пауэрса.
У Анны Щербаковой и Егора Гончарова в произвольном довольно мрачная история с крайне необычной музыкой "Призрак Алепповилля" от современного композитора. Трудно представить, что в сборной на такое решится кто-то еще, кроме Екатерины Рублевой, Ивана Шефера и Сергея Плишкина.
Тем ценнее эксперименты — из них в конце концов являют миру грани самые крупные бриллианты.Однополярный мир ЖулинаВарвара Жданова и Тимур Бабаев-Cмирнов в произвольном танце по мотивам фильма "Жестокий романс" в Красноярске заслужили пока самые громкие овации за все этапы.
Их провожали как в театре — со всех сторон кричали "Браво!". Да, отчасти эти овации были мохнатому шмелю, голубому платью Ларисы Огудаловой-Гузеевой и Эльдару Рязанову с Александром Островским.
Все равно: нашли идею и поставили программу тренеры, а донесли до зрителя — спортсмены.Танцы часто обвиняют в трех грехах — непрозрачности оценок, невозможности обскакать иерархию и частую перемену слагаемых.
С последним самое очевидное. Вроде начинаешь следить за парой, болеть за нее, а она через сезон разбегается.
За этими беспорядочными танцевальными связями с попкорном наблюдают не только зрители, но и судьи. И они тоже, видя новую пару на льду, не всегда готовы оценивать ее без дисконта за свежеиспеченность.
Свежесть ценится в осетрине, хлебе и ветре, но не в танцах.Тут мы оказывается в другой конфликтной точке.
Зачем нужны танцы, если классную пару с хорошими постановками игнорируют только потому, что мальчик и девочка впервые взялись за руки полгода назад? Но бывали примеры, когда это не мешало. Елену Ильиных и Руслана Жиганшина в сезоне-2014/2015 отправили первым номером на чемпионат Европы и мира, хотя они катались вместе меньше года.
В прошлом дебютном сезоне Ирина Хавронина/Девид Нарижный получили бронзу на чемпионате России. Теперь вот Василиса Кагановская и Максим Некрасов набирают обороты — первый старт для пары, пусть пока только на этапе Гран-при России, обернулся уверенным вторым местом.
Важнее тут баллы. Выиграть они вряд ли могли при чистом катании лидеров, но и ниже второй ступени опуститься не могли.
Обычно за такие "гарантии" парам приходится много сезонов обивать бортики.Получается, что иногда очередь все же можно обойти с головы? Выходит, так.
Не всегда это удается тому дуэту, за который болеет конкретный зритель; должно сойтись много факторов, но физическая возможность все же есть.Что касается непрозрачности в оценках и судействе в целом, то ее вряд ли можно убрать полностью.
Все же это реально сложный технический вид со своей терминологией, в которой не обязаны разбираться все. Но сделать танцы понятнее можно.
Если регулярно привлекать к комментированию живых, подкованных, бодрых экспертов. И чтобы их задачей была не раздача серег всем сестрам, а живой понятный рассказ: почему за эту внешне красивую дорожку шагов паре могут снять баллы.
Как вращаются чемпионы. Кто и откуда заимствовал вот эту эффектную поддержку, а кто заморочился и придумал собственную кракозябру.
Главная проблема — найти такого эксперта, потому что они вымирающий вид. Может, кто-то из ныне действующих спортсменов займется этим по окончании карьеры.
Еще один сопутствующий грешок танцев — некоторая неприкасаемость тренерского штаба, который федерация в данный момент считает ведущим. Это приводит к несбалансированности и нарушает равновесие сил — в одном штабе плотность спортсменов на квадратный метр зашкаливает, при этом есть все необходимые условия для подготовки.
В других группах из-за отсутствия топ-пар постоянный дефицит финансирования. Но чтобы топ-пары появились, нужен лед в достаточном объеме и качестве.
Замкнутый круг очереди в танцах на льду мог бы стать десятым у Данте.Оказывается, даже в условиях однополярного мира (есть Жулин на почтительном возвышении, а дальше с разной удаленностью все остальные) возможно творческое разнообразие.
Вообще энтузиасты вроде Екатерины Рублевой и ее группы, Ксении Румянцевой и Екатерины Волобуевой, — делают танцы на льду лучше. Несмотря на сильное сопротивление, с которым приходится двигаться, они не теряют интереса к делу.
Только отчаяннее ищут возможность быть замеченными. Не судьями, так зрителями.
Не пьедесталом, так сказанным кем-то после соревнований: "Представляешь, сегодня одна пара каталась под "Песняров"! Мне так понравилось!"