Что будет, если Валиева не вернет медали и деньги

Скандал вокруг попытки узнать у Камилой Валиевой о ее решении по аннулированным медалям привел к логичному вопросу: как этот процесс должен происходить и что будет, если фигуристка этого не сделает? РИА Новости Спорт во всем разобралось.

Скандал вокруг попытки узнать у Камилой Валиевой о ее решении по аннулированным медалям привел к логичному вопросу: как этот процесс должен происходить и что будет, если фигуристка этого не сделает? РИА Новости Спорт во всем разобралось.Больше 10 миллионов рублейЕсли бы Валиеву временно отстранили от соревнований после того, как стало известно о ее положительной допинг-пробе, никто бы у нее ничего сейчас не требовал.

Однако информацию о том, что сданная 25 декабря 2021 года проба содержала запрещенный препарат триметазидин, РУСАДА передало спортсменке 8 февраля 2022-го, сразу после окончания командного турнира Олимпийских игр в Пекине. В тот же момент на нее наложили временное отстранение, но ровно через сутки после апелляции стороны Валиевой оно было снято.

В итоге Валиева получила право выступить в личном турнире Олимпийских игр (где заняла четвертое место), а также сохранила право тренироваться и участвовать в соревнованиях в дальнейшем на время расследования ее дела. Чем, естественно, фигуристка и воспользовалась на протяжении следующих без малого двух лет — до 29 января 2024 года, даты, когда CAS наконец-то вынес вердикт: четырехлетняя дисквалификация и аннулирование результатов на всех турнирах, начиная с даты сдачи положительной пробы.

В вердикте прописано четко, что это означает: не только изменение итоговых протоколов, но и "конфискация любых титулов, наград, медалей, выгод, призов и денег за выступление". Всего этого за период, который в итоге вошел в срок дисквалификации, Валиева заработала достаточно.

Медали, которые у фигуристки должны быть, "конфискованы": Информация, что Валиева якобы должна также вернуть медаль командного турнира Олимпиады 2022 года, неверна: церемонию награждения на тех Играх не проводили, а после пересмотра результатов вручили только золотые и серебряные награды, соответственно, сборным США и Японии — это произошло на специальной церемонии в ходе летней Олимпиады-2024 в Париже. Бронзовые медали для сборной России МОК должен прислать в ОКР, но когда это произойдет — неизвестно.

Что касается "выгод, призов и денег за выступление", которые должна вернуть Валиева, то здесь речь идет о сумме более десяти миллионов рублей. Но вопрос, как именно спортсменка эти средства должна вернуть — как, собственно, и медали — далеко не такой простой, как может показаться.

В вердикте CAS констатируется само наказание, но не средство его исполнения. Во Всемирном антидопинговом кодексе только говорится: "Антидопинговая организация или другая подписавшая сторона, получившая призовые деньги, изъятые в результате нарушения антидопинговых правил, должна принять разумные меры для распределения этих призовых денег среди спортсменов, которые имели бы на них право, если бы спортсмен, уличенный в допинге, не соревновался".

Возможно, именно на этот пункт ссылался президент Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) Антон Сихарулидзе, когда говорил журналистам, что "для перераспределения медалей нужно решение РУСАДА как антидопинговой организации", а также предполагал, что к Валиевой никто и не обращался по поводу возврата наград. Но генеральный директор РУСАДА Вероника Логинова вскоре незамедлительно опровергла первый тезис, подчеркнув в комментарии для РИА Новости, что "факт нарушения антидопинговых правил Валиевой был установлен решением CAS, которое является окончательным и подлежащим обязательному исполнению сторонами, становясь, таким образом, решением антидопинговой организации".

Что же касается "разумных мер" по перераспределению наград, то здесь идет речь не только об антидопинговой организации, но и о "других подписавших кодекс сторонах". В данном случае — международной и национальной спортивных федерациях.

Именно они с практической точки зрения должны озаботиться тем, чтобы спортсмены в соответствии с измененными результатами получили новые награды и призовые деньги. Поэтому если к Валиевой кто-то и должен обратиться для того, чтобы она вернула медали и призы, то это не РУСАДА и не WADA, а ISU и ФФККР.

Однако обе эти организации, что весьма удивительно, пока что даже не поменяли протоколы тех соревнований, в которых результаты российской фигуристки должны быть аннулированы — хотя после вердикта CAS прошло больше года. Это несложно проверить.

На официальном сайте ISU именно Валиева, а не Анна Щербакова, числится победительницей чемпионата Европы 2022 года в Таллине. В протоколах ФФККР Валиева до сих пор остается победительницей того самого чемпионата России, где она сдала положительную допинг-пробу — хотя этот ее результат по правилам вообще аннулировали автоматически.

Не внесены изменения и в результаты остальных внутрироссийских соревнований на сайте ФФККР, где фамилии Камилы числиться уже не должно.Из этого следует простая вещь: Валиеву можно сколько угодно спрашивать о том, собирается ли она возвращать медали и деньги, ее агент может сколько угодно выгонять с пресс-конференций тех, кто рискует озвучивать вопросы на данную тему, но смысла во всем этом немного.

Пока ISU и ФФККР официально не уведомят — а они, судя по отсутствию изменений в протоколах соревнований, этого не делали, и, как можно понять из комментария Сихарулидзе, пока не собираются делать — Камила и не должна никому ничего возвращать. Запускать процесс должны эти две организации.

А что Хендрикс?Ну а что будет, если процесс федерации так и не запустят, необходимые предписания так и не появятся, и Валиева медали с призовыми не вернет? Логично было бы предположить, что срок ее дисквалификации может быть увеличен. Логично — да неправильно.

Отказ возвращать медали и призовые не является нарушением антидопинговых правил, хоть это обязательство и прописано в вердикте CAS. То есть со стороны РУСАДА или WADA никакого дополнительного наказания быть не может — что эти две антидопинговые организации в соответствующих комментариях и подчеркнули.

Санкции же могут грозить Валиевой только со стороны ISU и ФФККР. Как известно, фигуристка собирается после истечения срока дисквалификации возобновить карьеру, но до соревнований эти две федерации в случае неисполнения вердикта CAS ее могут не допустить.

Причем речь здесь больше не о медалях — другим спортсменкам могут просто вручить дубликаты, а о призовых деньгах.Теоретически, кстати, те фигуристки, которым должны перейти медали и призовые Валиевой, могут попытаться получить их в судебном порядке — на что указала в комментарии для РИА Новости глава РУСАДА.

В российской среде фигурного катания, конечно, это вряд ли возможно. Те спортсменки, которые должны получить призы вместо Валиевой, даже заикаться на эту тему в разговорах со СМИ боятся — зная, каким статусом обладает Камила.

Но что касается единственного международного турнира, медаль которого должна вернуть российская фигуристка — там есть выгодополучательница из Бельгии, а именно Луна Хендрикс, к которой перешла бронза чемпионата Европы-2022. И уж она-то, если ISU будет тянуть процесс и дальше, не преминет воспользоваться вышеуказанным способом ее получения.

Впрочем, времени для того, чтобы "свести дебет с кредитом", еще достаточно — Камила выйдет из дисквалификации 24 декабря 2025 года. Но в любом случае, резюмируя — если кому и надо предпринимать действия для того, чтобы закрыть денежно-наградной вопрос, то не ей.