unsplash.com unsplash.com

Звонки через мессенджеры оказались под вопросом

В России обсуждают возможность введения ограничений на звонки в мессенджерах из-за перехода туда мошенников. Рассматриваются два сценария: блокировка голосового трафика только из-за границы и полный запрет на голосовые звонки в мессенджерах. Эксперты отмечают, что технические возможности для реализации таких мер существуют. Но более эффективным было бы решение поставленной задачи при участии самих мессенджеров.

Необходимость введения таких мер эксперты связывают с тем, что сегодня отсутствует обмен данными между иностранными платформами и российскими регуляторами. В частности, именно это в начале декабря привело к тому, что в России был заблокирован мессенджер Viber. Аналогичные претензии ранее были и к мессенджеру Discord, который был также заблокирован.

В октябре глава Роскомнадзора Андрей Липов допускал возможность блокировки звонков через мессенджеры, если те будут нарушать российское законодательство.

Как ранее рассказывал "РГ" начальник управления контроля и надзора в сфере связи Роскомнадзора Максим Прыткин, с операторами обсуждался вариант блокировки всех звонков из-за границы. При этом у абонента может быть возможность выбора: принимать или не принимать заграничные звонки. "Сделать это будет возможно для всех заграничных звонков или только для абонентов из списка контактов, например, принимать звонки только от родных и близких. Здесь очевидна необходимость повышения ответственности самих операторов связи за предоставление своим абонентам возможности защититься через отказ от приема, полного или частичного, звонков из-за границы", - отмечал он.

Что касается звонков в мессенджерах, важно разработать механизм взаимодействия операторов связи с владельцами социальных сетей, мессенджеров и различных приложений, где в качестве идентификатора пользователями этих ресурсов используется номер телефона. "Полагаем, что для тех мессенджеров, которые откажутся от проверки достоверности номеров совместно с операторами связи, возможно применение мер по запрету совершения через них голосовых вызовов на территории нашей страны", - пояснял сотрудник Роскомнадзора.

Для реализации таких мер основания должны быть тщательно проработаны и согласованы с отраслью, отмечает депутат Госдумы Антон Немкин.

"В частности, для начала должен быть разработан комплекс требований к иностранным мессенджерам с точки зрения пропуска звонков для защиты граждан от мошенников. Например, мессенджеры должны давать возможность гражданину самостоятельно ограничить принятие тех или иных звонков - из-за границы или от незнакомых абонентов", - говорит он.

Эксперты отмечают, что блокировка звонков через мессенджеры не является технически сложной задачей. "Достаточно прерывать сессию. Это со Skype давно было сделано, соответственно, можно заблокировать звонки для Telegram, WhatsApp, для любого сервиса VoIP или телефонии", - комментирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Однако, говорит он, в таком случае могут пострадать и другие сервисы, использующие стриминг данных.

Внимание мошенников переключилось на мессенджеры после начала работы платформы "Антифрод" и достаточно эффективной борьбы с подменными номерами. В результате, по оценкам операторов связи, сегодня около 40 процентов вызовов в мессенджерах совершают мошенники, при этом примерно 70 процентов из них поступают из-за рубежа. Для сравнения, три года назад этот показатель не превышал 1 процент. Однако блокировка звонков в мессенджерах вряд ли станет решением проблемы с мошенниками, говорит управляющий партнер "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов. "Если это произойдет, часть голосового трафика может вернуться обратно к операторам. Последние годы голосовой трафик в мобильных сетях падал, в 2024 году он упадет на 4-5 процентов. Но, скорее всего, большая часть трафика переместится в другие мессенджеры, и туда же придут мошенники", - говорит он.

Российская газета - Федеральный выпуск: №293(9535)Связь

Может быть интересно