Великий газовый путь: почему тормозится проект «Сила Сибири-2»
Пуск в эксплуатацию «Силы Сибири-2» позволит нашей стране удвоить поставки в Китай и частично обеспечить «голубым топливом» Монголию, через территорию которой он будет также проходить.
Пуск в эксплуатацию «Силы Сибири-2» позволит нашей стране удвоить поставки в Китай и частично обеспечить «голубым топливом» Монголию, через территорию которой он будет также проходить. Протяженность трубопровода должна составить 6,7 тыс. км, из которых 2,7 тыс. км пройдет по территории России. В качестве ресурсной базы «Силы Сибири-2» как и у первой ветки газового канала из нашей страны в Азию выбраны Чаяндинское и Ковыктинское месторождения (первое находится в Якутии, второе - в Иркутской области).
«Сила Сибири-2» станет самым капиталоемким российским проектом в газовой сфере - его создание потребует привлечения не менее $15 млрд, которые можно будет окупить не ранее чем через 5-7, а то и 10 лет. Изначально строительство трубы должно было стартовать в этом году, но до сих пор проект остается только на бумаге. О причинах задержки начала укладки новой магистрали и о перспективах этого маршрута в Азию «МК» рассказал заместитель генерального директора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач.
Джекпот для Улан-Батора
- В середине августа азиатские СМИ распространили информацию, что Монголия исключила «Силу Сибири-2» из своего долгосрочного плана развития до 2028 года. Многие горячие головы расценили такое решение как отказ Улан-Батора от проекта. Но после визита в эту страну Владимир Путин подтвердил, что проектная документация проходящей по монгольской территории ветки этого трубопровода готова, а в настоящее время «проводится государственная экспертиза проекта и выполняется оценка его воздействия на окружающую среду». Так что же происходит на самом деле: строительство трубы готовится в плановом порядке или тормозится?
- Думаю, что информация о снижении интереса Монголии к «Силе Сибири-2» и даже выводе проекта из стратегических планов страны являлась прогревом рынка накануне очередного визита Владимира Путина в азиатский регион. Цель: обозначить необходимость усилить обсуждение деталей будущего сотрудничества в энергетической сфере. Другими словами, вброс негативных предположений и прогнозов должен был послужить попыткой добиться от российской стороны более лояльных и привлекательных условий поставок газа. Отчасти такие выводы подтверждают слова пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, заявившего, что сроки начала и завершения проекта не привязаны к конкретной дате, а в настоящее время уточняются различные «нюансы» и ведутся коммерческие переговоры, по итогам которых станут известны достигнутые результаты.
- Понятно, что для России этот газовый маршрут – важнейший элемент стратегии энергетического «поворота на Восток». А насколько этот газопровод необходим Монголии и Китаю?
- В целом, как ранее, так и сейчас очевидно, что для Улан-Батора «Сила Сибири-2» - настоящий джекпот, позволяющий закрыть дыры в энергобалансе, поэтому по своей воле чинить ему препятствия наши партнеры могут только в состоянии умопомрачения. Так что сообщения в азиатской прессе, скорее всего, являлись информационной атакой недругов России из западного мира.
Как только Россия и Китай окончательно согласуют все тонкости предстоящих газовых взаимоотношений, процесс реализации строительной части трубопровода ускорится и в Монголии. Проект создания транспортной ветки, по сути, уже готов, при том что проходящий по территории этой страны отрезок считается далеко не самым сложным участком будущего газопровода.
- Ходили слухи, что стоимость российского газа, поставляемого по «Силе Сибири» в Китай, составит $150-170 за тысячу кубометров. Это более чем вдвое меньше европейских цен и втрое дешевле, чем на азиатском рынке. Действительно ли Москва готова предоставлять такие серьезные скидки, лишь бы увеличить поставки энергоресурсов в восточном направлении?
- Таких цен нет и быть не может. Не исключаю, что злые языки нашептывают Китаю, что Россия теперь никуда не денется, но это тупиковый путь для развития партнерства, а в Пекине сидят достаточно подкованные специалисты, чтобы не делать ставку на подобные расчеты. Уверен: российско-китайская сделка о поставках газа, в том числе и финансовая составляющая соглашения, будет заключена только на взаимовыгодных условиях. Учитывая, что сейчас большую часть газа, в первую очередь в сжиженном виде (СПГ), Китай импортирует по $450 за тыс. кубометров, дополнительные трубопроводные поставки сырья выглядят крайне привлекательно даже по сравнению с рыночной ценой, определяемой в привязке к нефтяным котировкам.
«Российский вариант обладает преимуществом»
- Уже построенный и действующий аналогичный трубопровод «Сила Сибири» проложен в слабо газифицированную северо-восточную часть Китая, где не существует альтернативных потенциальных экспортеров сырья. Вблизи этого маршрута должна пройти и магистраль «Силы Сибири-2». Однако не стоит забывать, что в этом же направлении проходит газопровод «Центральная Азия – Китай», по которому в Поднебесную экспортируется «голубое топливо» из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Следовательно, российским углеводородам придется испытывать жесткую конкуренцию с центральноазиатским сырьем?
- Российский вариант экспорта энергоносителей в восточном направлении обладает некоторым преимуществом. Первый участок «Силы Сибири» уже соединен с газопроводной системой пекинской агломерации. Более того, Китай завершает создание еще одной транспортной ветки, конечным пунктом которой станет Шанхай. Последнюю точку в этом строительстве Поднебесная намерена поставить в следующем году, практически одновременно с выходом «Силы Сибири» на проектную мощность. Слабая газификация северо-восточных провинций Китая играет на руку всем поставщикам углеводородов, и в первую очередь России. В этих регионах проживает более 200 млн человек, которые после укрепления российской газотранспортной магистрали новыми линиями смогут постепенно перейти с наносящего значительный вред экологии угля на более чистый и безопасный природный газ. Конкуренция энергоресурсов с центральноазиатским сырьем сильно преувеличена. Никто, включая западных участников мирового топливного рынка, не будет спорить, что поставки по действующей магистрали «Силы Сибири» растут в соответствии с планом и никакие поставки из Центральной Азии и даже рост импорта СПГ из других добывающих регионов планеты не способны помешать этому процессу.
- Экспортная мощность действующего трубопровода «Сила Сибири» составляет 38 млрд кубометров в год. Второй участок российской газопроводной системы в азиатском направлении обещает добавить еще 50-55 млрд кубов. Есть также сжиженное сырье, поставки которого на Восток растут на глазах. Нужны ли Китаю такие объемы топлива, и сможет ли Поднебесная стать таким же долгосрочным партнером России в энергетической сфере, каким до недавнего времени считалась Европа?
- Мало того, существуют контракт «Газпрома» с китайской корпорацией CNPC об экспорте с 2027 года дополнительных 10 млрд кубов с дальневосточных месторождений России, так что еще до завершения создания «Силы Сибири-2» проектная мощность отечественных газопроводов в Поднебесную будет доведена до 48 млрд кубометров в год.
Пока природный газ занимает менее 10% в энергобалансе Китая, но, по прогнозам большинства экспертов, в ближайшие 10-15 лет эта доля увеличится минимум в 1,5 раза. Таким амбициозным прогнозам стоит доверять. Китайский промышленный сектор обладает серьезным потенциалом для кратного увеличения потребления «голубого топлива». За последние шесть лет требования экономики Поднебесной в природном газе выросли на 150 млрд кубометров. Восстановление экономической активности азиатского государства после пандемии коронавируса во многом будет зависеть от стабильного обеспечения энергоресурсами. В этой связи газ будет играть одну из самых заметных ролей в решении задач по достижению углеводородной нейтральности топливного баланса и снижению выбросов при сохранении высоких темпов промышленного развития Поднебесной. Никого не удивит, если рост спроса на газ в Китае окажется еще выше нынешних прогнозов и на своем пике по объемам потребления «голубого топлива» страна обгонит всю Европу. Поскольку Россия является самый близким поставщиком, у отечественных производителей появляется шанс занять еще большую долю азиатского сырьевого рынка.
- Одной из основных причин критики отечественных экспортных газопроводов являлся их монопольный характер. Причем не столько со стороны поставщика, сколько со стороны потребителей. После того как отношения России с Европой испортились и покупатели Старого Света отказались от российских энергоресурсов, наша страна потеряла крупный рынок сбыта и значительную долю сырьевых доходов бюджета. В последние годы Москва наладила энергетические связи с Пекином. Есть ли риск, что в случае охлаждения отношений Китай откажется от контрактов с Россией и наши дорогостоящие экспортные трубопроводы в Азию опустеют?
- Геополитические риски были, есть и будут оставаться во все времена. То, что европейцы устроили себе экономическое самоубийство (конечно, не без помощи заокеанского «большого брата»), не означает, что России не нужно выстраивать долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с другими странами и регионами мира и отказаться от реализации крупных инфраструктурных проектов. Азиатские государства в меньшей степени подвержены западному влиянию и, принимая решения о сотрудничестве с Россией в энергетической сфере, они скорее будут руководствоваться собственными коммерческими интересами. Безусловно, Монголия и Китай прячут в рукавах важные козыри, которые не преминут использовать в переговорах с Россией, однако и в Улан-Баторе, и в Пекине должны понимать, что Москва не собирается заключать контракт на 30 лет на явно невыгодных для себя условиях. При подписании окончательного контракта мы, разумеется, постараемся просчитать и застраховать все возможные риски.