Россияне переплатили за ЖКХ миллиарды рублей: возможна ли компенсация
- Откуда взялась такая сумма – свыше 8 миллиардов рублей? -На самом деле, 8,2 млрд рублей - это капля в море.
- Откуда взялась такая сумма – свыше 8 миллиардов рублей?
-На самом деле, 8,2 млрд рублей - это капля в море. Учитывая тот факт, что годовой оборот отрасли ЖКХ равен нескольким триллионам рублей. В этом смысле выявленные нарушения являются весьма скромными.
- Как в принципе устроено тарифообразование в сфере ЖКХ, если там возможны переплаты?
-Каждая регулируемая организация подает свои заявки в специальные комиссии, которые сформированы в регионах, где указывает на необходимые ей средства, которые нужно учесть при установлении тарифов на следующий период. Они, как правило, делятся на две части: операционные расходы и инвестиционные. Иначе говоря, компании описывают, сколько им требуется вложить в текущий ремонт, а сколько в замену и модернизацию оборудования. Сейчас, получается, ФАС в этих документах заметила нарушения, но учитывая, что региональные комиссии эти нарушения пропустили, нельзя сказать, что вина здесь лежит только на коммунальщиках.
-Как будут решать проблему: ведь эти миллиарды фактически вынуты из кармана потребителей?
-Обратно гражданам эти деньги в живом виде не вернут. Скорее всего, их просто учтут в последующие периоды. То есть, вычтут из тарифных заявок на 2025 год. Таким образом произойдет компенсация. Это в лучшем случае.
- Почему «в лучшем»? А что может быть в худшем?
- Потому что в России есть инфляция, есть новые потребности коммунальных структур, есть разные приемы, которые используют организации для того, чтобы покрыть выпадающие доходы. Поэтому они и сами могут захотеть себе компенсировать все это. Здесь игра идет, что называется, не в одни ворота.
-Если сумму переплаты исключают из тарифов, к чему это приведет? Удастся ли обуздать аппетиты местных коммунальщиков и станет ли в результате населению проще оплачивать услуги ЖКХ?
-Про обуздание пока говорить не приходится. Эта отрасль остается монопольной, причем монопольной со стороны именно аффилированных с государством предприятий. В России многие предприятия в сфере ЖКХ имеют форму муниципального либо государственного предприятия. Частных инвесторов мало. И потом, все, что предприятия не смогли собрать с тарифов, они получают из местных бюджетов. Это демотивирует коммунальных управленцев прикладывать какие-то усилия для того, чтобы сокращать издержки и повышать производительность.
- Какие жилищно-коммунальные услуги обходятся населению дороже других и почему?
- На первом месте теплоснабжение. Сама генерация тепла довольно-таки дорогостоящая и надо не забывать про большие потери при передаче ресурса до конечного потребителя. Напомню, что во многих странах средняя температура в жилых помещениях такова, что люди не могут ходить по квартире без теплых вещей, поскольку ресурс очень дорогой.
-Как, на ваш взгляд, должен формироваться справедливый тариф?
- Сама антимонопольная служба является идеологом альтернативного проекта в тарифной политике. Это так называемые эталонные тарифы и долгосрочные тарифы. Сегодня у нас горизонт планирования — календарный год. И после этого опять происходит пересмотр тарифов. При этом каждая заявка организации почему-то рассматривается индивидуально. Отсюда и перекосы по стоимости услуг кубометра воды в соседних населенных пунктах, регионах в десятки раз. Это явно не нормально. ФАС предлагает методологию по выравниванию стоимости коммунальных услуг, а именно, устанавливать их на три года вперед для планирования инвестиционных программ.
- Уже известны намерения правительства по индексации тарифов ЖКХ на 2025 год. Согласно прогнозу социально-экономического развития страны, с 1 июля тарифы в среднем проиндексируют на 11,9%. Это явно выше годовой инфляции. Согласны ли вы с такой оценкой роста тарифов?
-Да, индексация будет двузначной, но мне кажется, это честно и справедливо. С учетом инфляционных процессов так и должно происходить. В регионах тариф будут повышать по-разному. Сегодня действует модель «матрешки»: на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов по каждому региону и допустимые отклонения - в основном, в сторону превышения. При этом Минстрой периодически критикует губернаторов, которые полностью не увеличивают тарифы ЖКХ до разрешенного уровня. Это расценивается как популизм. Поэтому, думаю, в следующем году тарифы ЖКХ вырастут в среднем как раз на 12 %, но для регионов и это не предел.