Почему бизнес стал активно вкладываться в гостиницы
Заполняемость российских гостиниц растет, и эта недвижимость пользуется популярностью у инвесторов.
На данный момент рынок гостиничной недвижимости и туризма в России находится на этапе активного развития, говорит партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова. Турпоток внутри страны растет, при этом современного формата отелей по-прежнему крайне мало. Отели в популярных туристических локациях (Алтай, Камчатка, Сахалин, Карелия и др.) в высокий сезон полностью забронированы.
По итогам девяти месяцев 2024 года гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга оказались заполненными на 76% и 65% соответственно, сообщает IBC Real Estate. Прирост загрузки составил 5 процентных пунктов по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Причиной роста является высокий уровень востребованности двух столиц - как среди локальных, так и среди иностранных туристов. С января по август столицы посетили 14,1 и 8,9 млн туристов соответственно, что на 12% и на 31% больше, чем год назад. В Москве наибольший прирост загрузки продемонстрировал люксовый сегмент гостиниц, в Северной столице наибольшая динамика - в верхнем пределе среднего ценового сегмента.
У инвесторов есть интерес к гостиницам за пределами Москвы и Санкт-ПетербургаЕще один положительный фактор для гостиничного рынка - активная поддержка со стороны государства, отмечает Широкова: программа льготного кредитования туристической инфраструктуры, налоговые льготы, субсидии. К примеру, в рамках программы льготного кредитования на строительство и реконструкцию отелей в 2024 году были отобраны 189 проектов из 55 регионов. Их открытие состоится в 2026 - 2028 годах. Это, в частности, объекты в Татарстане и Республике Алтай, в Сахалинской, Кемеровской, Калининградской, Московской и Тверской областях, а также в Камчатском, Приморском, Алтайском краях.
Благодаря господдержке можно получить льготные кредиты на строительство, реконструкцию объектов туристической инфраструктуры, рассказывают в IBC Real Estate. В целом за три года действия этих мер были профинансированы 239 проектов в 60 регионах. Это увеличит номерной фонд в стране в ближайшие пять лет более чем на 50 тыс. номеров. При этом лидирует по приросту номеров в рамках программы Краснодарский край (8,7 тыс.). Около 1,6 тыс. номеров появится на Камчатке, 2,5 тыс. - в Алтайском крае. На Москву приходятся проекты на 2,7 тыс. номеров, на Санкт-Петербург - на 3,2 тыс.
В этом году уже появилось 1129 номеров в новых гостиницах. Открылись отели в Тюмени, Сочи, Хабаровске, Иркутске, Нальчике и Абакане.
Внутренний турпоток продолжает увеличиваться и превосходить результаты рекордного 2023 года, однако прирост происходит более медленными темпами ввиду эффекта высокой базы, отмечают в IBC Real Estate. При этом продолжают набирать популярность новые туристические направления: растет количество поездок, например, в Мурманскую область, но снижается в Калининградскую.
Совокупный объем инвестиций в гостиничную недвижимость по итогам трех кварталов составил 15 млрд руб., и это в три раза ниже, чем год назад, сообщают эксперты. Однако это не говорит о снижении привлекательности сегмента, а во многом объясняется рекордными результатами 2023 года, когда, в частности, была закрыта крупнейшая сделка по продаже десяти отелей одной сети. При этом объем вложений уже приблизился или даже превысил годовые результаты предыдущих лет (в период 2017-2022 годов). Тогда объем инвестиций варьировался от 3 до 17,7 млрд руб.
Как обычно, большая часть сделок была в столичных регионах, но в третьем квартале две сделки касались объектов в других локациях - в Казани и Владивостоке. Это подчеркивает интерес к гостиничным объектам за пределами мегаполисов, считают в IBC Real Estate.
Российская газета - Федеральный выпуск: №239(9481)Коммерческая недвижимостьБизнесИнвестиции