Нездоровая диета: Упаковки продуктов снова теряют вес

Производители опять снижают размер упаковки, показало исследование NTech. Плитки шоколада встречаются уже по 67 грамм, "худеют" даже бургеры в общепите. Общественники называют такую практику "прямым обманом" покупателей и считают, что справедливым решением было бы указывать на ценниках, помимо цены упаковки, стоимость единицы веса/объема.

Если в 2023-2024 годах шринкфляция (уменьшение размера, веса или объема товара при сохранении цены) постепенно ослабевала, с конца 2024 года тренд уменьшения среднего веса упаковки снова начал нарастать. Динамика среднего веса упаковки за второй квартал 2025 года составила минус 3% по отношению ко второму кварталу 2024-го.

"Бурный экономический рост закончился, началась новая экономическая реальность, и тренд развернулся в другую сторону - каждый квартал упаковки уменьшаются все больше и больше", - говорит директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Татьяна Карабут

Впрочем, уменьшение веса в категории - это не всегда классическая шринкфляция, это может быть и вывод на рынок новых продуктов в категории изначально с меньшим весом. Например, так произошло в категории "готовая еда". Вырос спрос на перекусы, которые выпускают в меньшей упаковке. А в категории "шоколадные плитки" часть производителей перестала производить большие упаковки, поясняет Ардалионов.

Эксперты отмечают массовые случаи уменьшения фасовки в сливочном масле, шоколадных плитках, чае/кофе, кондитерских изделиях, снеках. Например, известная марка шоколадных батончиков стала выпускать одну вместо двух шоколадных палочек. Читатели "Российской газеты" зафиксировали уменьшение упаковок и в непродуктовых категориях - например, под видом новой упаковки средств для загара в продажу выводятся по сути те же продукты, но с уменьшенным на 30 граммов объемом. Шринкфляция была замечена даже в... бургерах. По утверждению читателей "РГ", котлеты в одной из известных сетей фастфуда резко "похудели".

С 2020 года порции в заведениях общепита действительно "потихонечку усыхают", говорит председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. Но он считает такую практику более рискованной, чем простое повышение цен на привычные порции. Себестоимость растет, и к этому потребители относятся с пониманием, а уменьшение порций за те же деньги воспринимается как обман - в этом случае потребитель просто перестает ходить в это заведение, поясняет Миронов.

По сути, шринкфляция - это скрытая форма инфляции, которая менее заметна для потребителя, чем прямое повышение цен, говорит доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко. По ее мнению, нарастание шринкфляции в 2025 году - следствие комплексного воздействия нескольких экономических факторов, ключевым из которых является рост производственных издержек.Производители сталкиваются с увеличением затрат на сырье, энергоносители, логистику и упаковку на 15-25%. Вместо того чтобы напрямую повышать цены и рисковать отпугнуть покупателей, чувствительных к цене, они идут на уменьшение объема, стараясь сохранить стабильность цен.

Заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов называет и другие причины усиливающейся шринкфляции. "Времена, когда население закупало продукты объемными партиями впрок, давно прошли. Растет количество домохозяйств, состоящих из одного человека. Также речь идет о тренде урбанизации. Покупатели чаще ходят в магазин, заказывают продукты, но покупают меньше. Чаще всего речь идет о закупке продуктов на один-два приема пищи: обед или ужин. Для этого небольшой упаковки достаточно", - поясняет он.

Шринкфляция - по сути, скрытая форма инфляции, которая менее заметна для потребителя, чем прямое повышение цен

Действующее законодательство обязывает производителей наносить на этикетку информацию о количестве продукции. Вес всегда должен быть написан на упаковке и весьма крупно. Потребитель всегда должен видеть, какой объем товара он покупает. И этих мер вполне достаточно, считает Леонов.

В России действует ГОСТ, который устанавливает рекомендованные стандартные веса и объемы для продуктов первой необходимости (сахар, масло, крупы и т.д.), напоминает Ильяшенко. Производитель не обязан ему следовать, но его отклонение лишает права маркировать продукцию знаком ГОСТ, что для некоторых брендов является важным признаком качества. Поэтому наиболее эффективной мерой эксперт видит обязательное указание цены за единицу веса/объема, когда на ценнике крупно указана цена за килограмм или литр и потребитель может легко сравнивать товары разного объема.

Такой пункт правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи пытался внести в свое время Союз потребителей России, напоминает его председатель Петр Шелищ. "Тогда потребитель сразу увидит, какой из конкурирующих между собой продуктов дешевле, и ухищрения с упаковкой потеряют смысл", - поясняет он. Но такое предложение не поддержали минпромторг и торговля.

Российская газета - Федеральный выпуск: №214(9753)Товары и цены