На маркетплейсах 15 первых мест могут отдать товарам из России
Депутаты предложили обязать маркетплейсы размещать в своих каталогах первыми 15 товаров, произведенных в России.
Депутаты предложили обязать маркетплейсы размещать в своих каталогах первыми 15 товаров, произведенных в России. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму и подготовлен заместителем руководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» Дмитрием Гусевым. Инициативу поддержали его коллеги по фракции и председатель комитета по труду Ярослав Нилов из ЛДПР.
В законопроекте предполагается внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», добавив требование о том, что онлайн-магазины и маркетплейсы должны показывать товары российского производства на первых 15 позициях в своих каталогах или в результатах поиска.
Право определять критерии «отечественности» товаров будет предоставлено правительству, которое учтет степень локализации производства в России, как указано в пояснительной записке.
Создание такой «российской полки» на маркетплейсах, по мнению автора инициативы Дмитрия Гусева, даст преимущество отечественным производителям, способствуя их росту и улучшению продаж. Это также будет способствовать развитию российской индустрии и повышению конкурентоспособности местных товаров, а также увеличит занятость населения и налоговые поступления.
С идеей введения «российских полок» в розничной торговле начали обсуждения с 2023 года, когда депутат от «Единой России» Татьяна Буцкая предложила такую меру. В первоначальном варианте законопроекта не была указана минимальная доля российских товаров, которую должен был определить уполномоченный орган для каждой категории товаров на основе мониторинга рынка.
К октябрю 2023 года законопроект был доработан и включил онлайн-торговлю. Доля отечественной продукции должна была определяться Минпромторгом, но не превышать 50% или 50 первых карточек товаров.
Минэкономразвития тогда посчитало идею с онлайн-торговлей технически неосуществимой, так как это потребовало бы изменения алгоритмов, сохраняя при этом возможность для покупателей получать предложения на основе своих предпочтений.
Тем не менее в Минпромторге отметили, что технически решить эту задачу возможно. Для этого маркетплейсы должны будут выделить необходимое количество карточек для российских товаров, а для остальных категорий продолжат действовать существующие алгоритмы.
Однако законопроект так и не был внесен в Госдуму. В июне 2024 года министр промышленности и торговли Антон Алиханов предположил, что это может произойти в осеннюю сессию. «Законопроект поддерживается властями, точные параметры сейчас прорабатываются. Мы планируем протестировать механизм квотирования на тех категориях потребительских товаров, где у нас уже есть значительные производственные возможности, прежде всего в области бытовой химии, косметики, парфюмерии и средств гигиены», — заявил министр.
Ранее россиян предупредили о мошеннических фишинговых атаках от лица маркетплейса.