Мировой тренд: как выиграет экономика страны от партнерства государства и бизнеса
Наращивание темпов социально-экономического развития невозможно представить без партнёрства власти и бизнеса.
Наращивание темпов социально-экономического развития невозможно представить без партнёрства власти и бизнеса. Ключевым фактором в данном случае становится взаимное доверие, без которого невозможно выстроить долгосрочные отношения. И проекты ГЧП выступают как один из форматов взаимодействия. Чтобы задать этим отношениям структурность, комфортную обоим участникам процесса, нужен медиатор. Такой структурой обычно выступает институт развития.
Во-первых, подобные корпорации берутся за проекты с длинным сроком окупаемости, подставляют плечо в силу отсутствия даже среднесрочной прибыли. Это строительство и обновление социальных объектов — школ, детских садов, больниц. Во-вторых, обеспечивают долгосрочный характер партнёрства с бизнесом, гарантируя ему заказчика в лице государства и прибыль в будущем, что нивелирует потенциальные бизнес-риски.
Реализация ГЧП-проектов и привлечение к этому банков развития — общемировой тренд. В сравнении с другими экономиками БРИКС Россия находится лишь на четвёртом месте по доли объёмов ГЧП в ВВП – 3%. Лидером среди членов блока является Китай — 13,6% от ВВП, затем идут Индия — 7,5% и Бразилия — 5,3%.
ГЧП-проекты активно реализуются во всем мире. Например, в Канаде функционирует Центр развития федеральных проектов ГЧП, фактически выполняющий функции института развития. Также там в 2021 году запустили Национальную оценку потребностей в инфраструктуре до 2050 года, чтобы сформировать долгосрочное развитие страны и определить механизмы финансирования и привлечение частного капитала. Более того, западные аналитики считают Канаду одной из наиболее успешных стран с точки зрения внедрения ГЧП.
В 2021 году Сенат США поддержал план увеличения расходов на инфраструктуру в объёме более $3 трлн. Их направят на масштабное обновление дорог и мостов, общественного транспорта, системы водоснабжения и т.д. Столь серьёзное реформирование требует колоссальных инвестиций, в том числе из частных источников. При этом в США на уровне правительств штатов развита система институционального развития, поскольку там финансовые полномочия и возможности «регионов» более широкие.
Вне зависимости от экономического развития, географического положения и прочих факторов использование ГЧП и привлечение частного капитала — общемировой тренд и универсальный инструмент для поддержания темпов роста ВВП и внедрения «внутренних экономических сил» общества.
В России таким посредником между властью и бизнесом является корпорация развития ВЭБ.РФ, которая на протяжении многих лет софинансирует важные социальные проекты: обновление ЖКХ, создание образовательной инфраструктуры и др. Например, в Томской области госкорпорация работает по 11 направлениям развития городской экономики, с каждым из которых обычные томичи сталкиваются каждый день. Также с помощью Индекса качества жизни, разработанного корпорацией, ВЭБ.РФ отслеживает, как претворение в жизнь того или иного проекта влияет на жизнь обычных россиян по всей стране.
Владимир Путин озвучил важнейшую задачу, которая стоит перед экономикой нашей страны, — увеличить объём ГЧП-проектов в стране, и можно с уверенностью сказать, что потенциал для этого есть. Более того, при реализации поставленной задачи стоит учесть богатый опыт других стран, чтобы на основе чужих ошибок и удачных примеров совершенствовать формулу ГЧП с учетом российской экономической конъюнктуры и вовлечения институтов развития.