Как российской экономике не споткнуться о финансовые проблемы Китая
Китай является крупнейшим в мире производителем стали, цемента и алюминия, крупнейшим в мире импортером углеводородов, на долю которого в 2023 году приходилось не менее 11% мирового потребления нефти.
Китай является крупнейшим в мире производителем стали, цемента и алюминия, крупнейшим в мире импортером углеводородов, на долю которого в 2023 году приходилось не менее 11% мирового потребления нефти. Китайские автомобили (включая электромобили и так называемые гибриды) занимают треть мирового авторынка, а на мировом рынке текстиля максимальную долю, почти в 44%, занимает китайская продукция. Таким образом, стабильность многих мировых рынков напрямую зависит от такого крупного импортера и экспортера, как Китай, а значит — от динамики экономического роста в этой огромной и до 2022 года — очень быстроразвивающейся стране.
Но во втором квартале 2024 года темпы роста китайского ВВП снизились до 4,7%, хотя правительство КНР и Коммунистическая партия Китая (КПК) ставят задачу поддержания экономического роста в стране не менее 5% в год. И это при том, что в первом десятилетии XXI века рост экономики КНР в среднем составлял 8–11% в год, а все второе десятилетие, до пандемии коронавируса, темпы экономического роста в КНР превышали 6% в год. Более того, размер госдолга Китая к концу 2023 года вырос до рекордного уровня в $4,2 трлн, увеличившись на 12% за год. Конечно, доля госдолга в ВВП Китая составляет всего 24% по сравнению с американским госдолгом, уже превысившим ВВП, но с учетом долгов региональных властей КНР общая сумма госдолга Китая составляет $10 трлн, а доля госдолга в ВВП достигает уже 56%.
Да и у китайского бизнеса с долгами далеко не все идеально. В начале текущего года весь мир был потрясен банкротством и ликвидацией крупного китайского застройщика Evergrande, задолжавшего кредиторам по всему миру около $310 млрд (что сопоставимо, к примеру, с годовым ВВП Финляндии). Финансовые проблемы застройщика продолжались еще со времен пандемии коронавируса, но в течение нескольких лет владельцы облигаций компании надеялись, что она все-таки предложит им оптимальные условия реструктуризации долга. Но надежды не оправдались, и одна из крупнейших строительных групп Китая прекратила существование. Финансовые проблемы испытывали и многие другие китайские строительные компании из-за сложившегося «пузыря» на рынке недвижимости. Международное рейтинговое агентство Fitch не случайно весной 2024 года объявило о снижении прогноза рейтинга государственного долга Китая со «стабильного» до «негативного».
Китайский фондовый рынок на волне всех этих негативных событий почти непрерывно падал с начала 2024 года. В итоге власти страны и Народный банк Китая в конце сентября текущего года приняли ряд беспрецедентных мер поддержки экономики. Правительство КНР выделило более 800 млрд юаней (около $114 млрд) на поддержку фондового рынка, чтобы остановить обвал и предотвратить возможные банкротства финансовых институтов. А Народный банк Китая в тот же день снизил процентную ставку по среднесрочным кредитам с 2,3% до 2% годовых и одновременно понизил норму обязательного резервирования для коммерческих банков до минимального с 2020 года уровня, что позволило банкам нарастить объемы кредитования, а заемщикам — обеспечить доступное финансирование. Эти меры регуляторов позволят также поддержать рынок недвижимости в Китае за счет доступной ипотеки.
Казалось бы, трудности в некоторых сегментах экономики Китая остались позади или будут преодолены в ближайшее время. Однако если обратить внимание на российско-китайские экономические отношения, останется немало вопросов. За январь–август 2024 года товарооборот двух стран вырос в годовом выражении на 1,9%, до $158,47 млрд, по данным Главного таможенного управления КНР. Это, конечно, впечатляющий показатель, и по итогам 2024 года власти КНР ожидают, что совместный российско-китайский товарооборот превысит $200 млрд, но за аналогичный период 2023 года цифры были еще более впечатляющими. Тогда, в январе–августе 2023 года, российско-китайский товарооборот вырос на целых 32%. Ну а скромный на этом фоне рост менее чем в 2% в текущем году был обеспечен в основном поставками из Китая в Россию, которые за год увеличились на 10%. А вот импорт Китаем сырья и товаров из России даже снизился, хотя и ненамного. Правда, это снижение не распространялось на импорт Китаем российской нефти и особенно трубопроводного газа.
Немаловажным фактором сокращения импорта оказались проблемы с платежами в валюте из России в Китай. Из-за опасения подпасть под вторичные санкции США крупные китайские банки отказались принимать платежи из России, включая даже платежи в юанях и рублях. И это несмотря на то, что свыше 80% взаимных расчетов между двумя странами уже осуществляется в национальных валютах. Некоторые российские эксперты утверждают, что в августе текущего года доля платежей за поставки в РФ электроники, комплектующих и некоторых видов металлов, которую отклонили китайские банки, выросла до 90%, поскольку платежи за такую продукцию могут, как считает китайская сторона, подпасть под американские вторичные санкции. На платежи за потребительские товары, если не считать электроники, вроде бы такая проблема не распространялась, но российские СМИ и социальные сети неоднократно сообщали, что с весны текущего года обычный россиянин, не находящийся под санкциями третьих стран, не может, например, купить себе в Китае автомобиль для личного пользования. Так как у китайских автодилеров открыты счета, разумеется, в китайских банках, а последние почти единогласно отказывают в приеме платежей от граждан РФ. Некоторые россияне были вынуждены в таких ситуациях находить выход, обращаясь за помощью к друзьям и знакомым в дружественных странах, переводя деньги на их счета, чтобы они от своего имени заказали автомобиль в Китае. Но этот путь оказывался слишком растянутым по времени и затратным, так как доставлять автомобиль в Россию в итоге приходилось через третьи страны.
На наш взгляд, все эти досадные сложности во взаимной торговле двух дружественных стран происходят из-за того, что Китай, хотя в геополитической сфере является надежным партнером России, не хочет одновременно портить достаточно выгодные экономические отношения с США. Ведь если товарооборот России и Китая в 2023 году вырос более чем на 26%, до $240 млрд, то у Китая и США взаимный товарооборот хотя и упал за год на 12%, но все равно составил $607 млрд, то есть в 2,5 раза больше, чем с РФ. Получается: чтобы не потерять такого крупного партнера, как США, Китай в экономическом отношении для России вроде бы «и не друг, и не враг, а так…».
В условиях замедления китайской экономики новое обострение финансовых или торговых отношений КНР и США, подобно торговой войне, которая была развязана против китайской продукции экс-президентом Дональдом Трампом, могло бы навредить не только этим двум странам, но и всему миру, а России, к сожалению, в первую очередь. Ведь Китай всегда был крупнейшим торговым партнером России, а после 2022 года значение КНР как крупнейшего импортера российского сырья для экономики РФ трудно переоценить.
Российской экономике, чтобы на пути своего роста и сохранению статуса одной из пяти крупнейших экономик мира не «споткнуться» о вынужденное сопротивление китайских банков, необходимо активнее развивать импортозамещение и диверсифицировать контрагентов, в том числе — по нефти и газу. Ведь кроме Китая крупнейшими потребителями российского сырья могут быть Индия, очень быстроразвивающаяся Индонезия, Пакистан, многие перспективные страны Африки. Ну а с Китаем и другими дружественными странами «расшивать» проблемные платежи придется нестандартно. Уже сейчас возможны и цифровые валюты, и помощь посредников из третьих стран, и даже бартер. Однако если в будущем страны БРИКС создадут цифровой «платежный контур», о работе над которым недавно заявил Владимир Путин, и расчеты в этом «контуре» будут проводиться с помощью государственных цифровых валют, то никакие санкционные шаги недружественных государств ни России, ни Китаю, ни другим странам альянса больше не будут угрожать с очень высокой вероятностью.