Эксперт: Новые санкции США максимально усилили давление на российскую нефтянку

Против экспорта российской нефти вводятся новые ограничения. Наверное, самые масштабные после запрета на импорт нашей нефти странами ЕС и G7, а также введения потолка цен на экспортные поставки российской нефти и нефтепродуктов.

Минфин США обновил санкционный список (SDN list), внеся в него 183 судна, связанных с транспортировкой нашего углеводородного сырья, готового топлива и сжиженного природного газа (СПГ).

Кроме них в SDN list попала компания "Газпромнефть" и почти все ее дочерние предприятия, включая Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Аналогичная история с компанией "Сургутнефтегаз". Под санкциями оказалась не только она, но и дочернее предприятие КИНЕФ - НПЗ в Ленинградской области. Также в списке оказались: "Газпром СПГ Портовая", сервисные предприятия "Роснефти", проект "Восток Ойл", среднетоннажный завод по производству СПГ "Криогаз Высоцк", сербская компания NIS (50% принадлежит "Газпром нефти" и 6,15% - "Газпрому"), и другие добычные проекты, сервисные предприятия и компании, предоставляющие страховку танкерам, перевозящим нашу нефть.

Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов, эта новая порция санкций - прощальный подарок администрации уходящего президента США Джо Байдена, которая напоследок пытается максимально надавить на Россию.

Впрочем, несмотря на внушительный список компаний, попавших под ограничения, нельзя не обратить внимания на тот факт, что все они в той или иной степени уже находились под косвенными санкциями, работая в сфере, где они применялись - торговле российской нефтью, нефтепродуктами и СПГ. Также еще с 2022 года работает запрет на поставку оборудования для наших добычных проектов (для некоторых с 2014 года), предприятий по переработке нефти и производству СПГ. Риск попадания в SDN list висел над российскими компаниями уже более года и едва ли они его не учитывали. А предупрежден - значит вооружен.

Поэтому реальные и долгосрочные проблемы нашему экспорту могут создать только санкции против танкеров и судов, связанных с перевозкой нашего сырья и топлива. По данным S&P Global Platts, к сентябрю 2024 года российский нефтяной "теневой флот" танкеров насчитывал 586 судов, общим дедвейтом (грузоподъемностью) 57,1 млн тонн нефти. В прошлом году санкции были применены против почти 70 судов. То есть сейчас под ударом оказывается больше трети наших транспортных мощностей для экспорта нефти и нефтепродуктов.

По мнению Андрианова, санкции против танкеров и страховых компаний могут осложнить поставки нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь в Индию. Индийская сторона не может не учитывать наличие данных ограничений при закупке российского сырья. Здесь все будет зависеть, во-первых, от того, насколько эффективны будут механизмы контроля над санкциями и пойдет ли Вашингтон на введение вторичных санкций против индийских компаний, рискнувших приобрести подсанкционную российскую нефть. А во-вторых, от того, удастся ли выстроить схемы обхода санкций за счет создания цепочки посредников. Придется задействовать суда, не вошедшие в этот список, а также находить новые варианты страхования нефтяных грузов.

На Индию приходится основной объем нашего морского экспорта нефти. Причем именно эта страна покупает большую часть нашей нефти Urals, которую раньше Россия поставляла в Европу.

Андрианов считает, что новые санкции не приведут к существенному сокращению российского экспорта, но могут стать причиной увеличения дисконта на наше сырье на рынках АТР.

Скидка на нашу нефть Urals по отношению к сорту североморской нефти Brent c начала 2023 года сократилась с 40 долларов до 12-13 долларов за баррель. Если она сейчас начнет опять увеличиваться, то это может негативно сказаться на экономике нефтяных компаний и доходах российского бюджета.

Но здесь есть нюанс, что сами санкции, затрудняющие торговлю нашей нефтью, подстегивают рост котировок барреля на мировом рынке. Менее чем за месяц, с конца декабря только на опасениях введения новых американских санкций против России и Ирана цена Brent на бирже взлетела на 11%, с 72 до 79,7 долларов за баррель. На то чтобы успокоить рынок потребуется время. Как и нам оно потребуется, чтобы нивелировать их действие на наш экспорт.

А вот рассчитывать на отмену этих ограничений, после того как в Овальном кабинете Джо Байдена сменит Дональд Трамп, не стоит, считает Андрианов. В отличие от других "прощальных шагов" демократов в нефтяной отрасли (например, введение дополнительных ограничений на шельфовое бурение), эта порция санкций скорее на руку Трампу. Она дает ему дополнительные возможности для торга с Москвой, для требования от нее уступок в каких-то иных сферах. И, кроме того, ограничение поставок из России - это расчистка рыночной ниши для американской сланцевой нефти.

В этих условиях задача России - не надеяться на отмену санкций, а совместно с партнерами продолжать развивать независимую логистическую и финансовую инфраструктуру торговли энергоресурсами. Это задача не одного года, но иного варианта снижения зависимости от санкций нет, подчеркивает эксперт.

Нефть и газСанкции и антисанкции