«Доступ к силам неба»: как Китай стал страной высотного строительства
В 1934 году после завершения строительства Шанхайского международного отеля было объявлено на весь мир, что в Китае появилось первое высотное здание.
В 1934 году после завершения строительства Шанхайского международного отеля было объявлено на весь мир, что в Китае появилось первое высотное здание. Здание имело 24 этажа и высоту 83,8 метра. Для того времени такая высота была невообразимой для китайцев. В народе говорили, что «опасное здание имеет высоту сто футов и с его крыши можно собирать звезды руками».
С наступлением 1990-х годов Китай встал на стремительный путь развития. За последние два десятилетия экономика Китая быстро развивалась вместе с высотой этажей. Согласно отчету Совета по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH) в Китае сейчас находится 40% сверхвысотных зданий в мире, а по количеству зданий выше 150, 200 и 300 метров Китай занимает первое место в мире. Фактически Китай остается самой продуктивной страной в строительстве высотных зданий в течение последних 25 лет. Небоскребы в стране вступили в стадию массового производства.
Говоря о китайских бизнесменах как о людях достаточно скромных, спокойных и расчетливых, стоит отметить, что рациональные китайские бизнесмены с иррациональным рвением строят высотки, соревнуясь друг с другом, кто построит самый высокий и самый вычурный небоскреб как олицетворение высшей власти и доступа к силам неба: «Если это есть у Вана, это должно быть и у меня, причем мое должно быть лучше и красивее».
Если говорить о культурно-философской стороне вопроса, то в народе распространено мнение, что высотки напоминают «восходящий побег бамбука, символизирующий жизненную силу, рост и дух предпринимательства».
В сугубо прагматическом ключе к росту в Китае большого количества небоскребов привело простое стремление к экономии земель и энергосбережению в условиях роста населения. С ускорением урбанизации городское население в Китае продолжает увеличиваться, а земельные ресурсы становятся все более скудными.
Первое место среди китайских городов-лидеров по количеству небоскребов вот уже несколько лет занимает г. Шэньчжэнь, в котором располагается 222 небоскреба, каждый высотой более 200 метров.
Второе место (к удивлению многих, не первое) занимает Гонконг. Башня Банка Китая в Гонконге имеет высоту 367 метров и является самым привлекательным небоскребом Гонконга.
Третье место занимает всемирно известный после пандемии коронавируса город Ухань, который смог обогнать в этом рейтинге Шанхай с его «Восточной жемчужиной». Развитие небоскребов Уханя с 1990-х годов по настоящее время представляет собой микрокосм быстрого роста города.
Высотное строительство в Китае является не только символом модернизации страны, но и важной поддержкой его экономического развития. Строительство высотных зданий открыло в Китае большое количество возможностей, привлекая множество китайских и иностранных компаний. В современных китайских небоскребах располагаются коммерческие офисы, элитное жилье и отели.
В Китае сформировалась определенная зависимость между количеством небоскребов и экономической мощью города. Строительство небоскребов обычно требует больших капитальных вложений, что в определенной степени отражает экономическую мощь города и инвестиционную уверенность застройщиков. С другой стороны, экономическая мощь измеряется во многих аспектах и не может просто зависеть от количества высотных зданий. Тем не менее для Китая небоскребы стали точками кипения в стимулировании инвестиционной активности и в расширении возможностей трудоустройства, а также витринами самой современной городской инфраструктуры.
Китайские небоскребы как будто специально подчеркивают потенциал развития городов. Об этом громко заявляют их уникальный дизайн, который часто становится символом города, повышая его известность и узнаваемость. «Знаковые здания» соревнуются за право расцвести в ограниченном китайском пространстве, постепенно формируя фантастическую космическую сцену, на которой они становятся главными героями города.
Стоит отметить, что красивые китайские картинки имеют оборотную сторону успеха. Китайские небоскребы зачастую имеют низкую общую безопасность, высокие инвестиционные и эксплуатационные расходы, вызывают городское световое загрязнение, эффекты теплового острова и другие «болезни» высоток.
В новом плане реализации урбанизации «14-й пятилетки» Национальной комиссии по развитию и реформам уже введены ограничения относительно новых зданий высотой выше 250 метров и нежелательность строительства новых зданий выше 500 метров. Согласно распространенному мнению китайских отраслевых экспертов, это изменение государственной политики может положить конец эпохе небоскребов в Китае.
По статистике, за исключением некоторых небоскребов в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне, большое количество городов второго и третьего эшелона не получили реальной выгоды от небоскребов, они даже стали обузой для местных органов власти. Некоторые сверхвысотные здания, на строительство которых были потрачены огромные суммы денег, не имеют надежды окупить инвестиции.
В торможение процессов строительства небоскребов внесла свой существенный вклад и затянувшаяся эпидемия коронавируса с продолжающимися сезонными вспышками мутирующего вируса гриппа. Она привела к общенациональному дискурсу об отсутствии необходимости дальнейшего строительства высоток в стране. Распространение домашнего режима работы привело к увеличению количества пустующих площадей в и без того пустых небоскребах. Когда люди по-настоящему «застряли» в зданиях на месяцы, они начали по-другому смотреть на высотные здания в городе.
Можно говорить, что небоскребы сегодня стали уже определенным бременем для городов Китая. Хотя они, несомненно, улучшают облик города, делая его более современным, для простых людей кажется не важным, станет ли в городе на один небоскреб больше или на один небоскреб меньше.