В чем суть и секрет успеха исламского банкинга
Госдума приняла в окончательном чтении первый в России закон, предоставляющий правовую базу для проведения исламских финансовых операций в четырех мусульманских регионах страны. В чем суть данной инициативы и какие основные принципы у исламского банкинга, рассказал "Российской газете" доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Ильяс Зарипов.
Содержание
- Суть законодательной инициативы об исламском банкинге
- Что такое исламский банкинг
- Виды исламских финансовых инструментов
- Некоторые особенности исламской финансовой модели
Суть законодательной инициативы об исламском банкинге
Ее цель - протестировать исламскую финансовую модель в тех регионах, где проживает большое количество мусульман и где уже работают исламские финансовые структуры, объяснил эксперт. Центральный банк Российской Федерации будет выдавать лицензии, вести реестр организаций партнерского финансирования, регулировать их деятельность. Эксперимент займет два года: с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года.
Через два года результаты эксперимента будут проанализированы и будет приниматься решение о распространении данных правовых норм и на другие регионы России. Возможно, к тому времени будет создан и принят комплексный закон об исламских (партнерских) финансах в России.
Что такое исламский банкинг
Зарипов рассказал "РГ", что суть исламской финансовой модели состоит в соблюдении шариатских принципов. Прежде всего, это уход от запретов, налагаемых исламом для мусульман в их повседневной, в том числе экономической деятельности.
Основные запреты:
- Обусловленный определенный заранее процент за пользование денежными ресурсами, что ислам однозначно трактует как ростовщичество ("риба");
- Любой вид неопределенности, связанный со способом получения прибыли, если она зависит от случайного стечения обстоятельств, неопределенности в договорных отношениях, в качестве и способа доставки товара и др. ("гарар");
- Чрезмерный риск, который может привести к большим убыткам ("майсир");
- Запрет на получение дохода, инвестирование и любые операции в запретных индустриях, которые шариат считает вредными и опасными как для отдельного мусульманина, так и для исламской уммы (общества - прим. "РГ") в целом.
"Это производство и торговля алкоголем, табаком, свининой, наступательным оружием, "индустрия низменных чувств" или развлечений для взрослых (казино, тотализаторы, сделки пари, порноиндустрия, проституция, клубы с алкоголем и т.п), а также вся традиционная финансовая деятельность, считающаяся ростовщической и поэтому запретной", - объяснил эксперт.
Виды исламских финансовых инструментов
Исходя из соблюдения этих четырех запретов, сконструированы и активно используются исламские финансовые инструменты, которые можно разделить на несколько типов. Прежде всего Зарипов назвал партнерские инструменты: мудараба и мушарака, которые построены на принципе разделения рисков и прибыли.
"Стороны заранее договариваются о пропорциях разделения прибыли, исходя из размера вклада партнеров в мушараке (аналог совместного предприятия) или в мударабе, напоминающей проектное финансирование, где инвестор вкладывает средства в проект, а реализатор проекта, принимая эти деньги, развивает производство, генерируя прибыль, которая потом распределяется", - пояснил эксперт.
В случае убытков, инвестору запрещено шариатом требовать свои средства назад или начислять штрафные санкции. Считается, что это так называемый "риск инвестора" и участвующий в подобных операциях изначально принимает такие условия.
Второй тип инструментов построен на торговых сделках. Яркий пример - мурабаха. Проще говоря, инвестор приобретает нужный актив и перепродает его заемщику с торговой наценкой. Тот может пользоваться товаром или также реализовать его, но стоимость товара с наценкой обязан вернуть в течение определенного срока.
Есть также чистое кредитование без процентов на определенный срок ("кард хасаан"). Зарипов уточнил, что в данном случае заемщик понимает, что он может, но не обязан отблагодарить инвестора в добровольном порядке, предоставив ему хиба (по-арабски "подарок"). При этом инвестор не имеет права требовать этого вознаграждения.
"Большинство шариатских ученых считают этот инструмент больше благотворительным и рекомендуют в случае трудностей у заемщика в возврате денежных средств, и даже основного долга, простить ему эту задолженность", - отметил Зарипов.
Кроме того, в исламе есть операции, аналогичные лизингу - аренда ("иджара"), агентские взаимоотношения ("вакаля"), инструменты подряда, поставки, оплаты с отсрочкой платежа и прочее. Эксперт подчеркнул, что исламские финансы - это не только банки, но и страховые такафуль-компании и операции на фондовом рынке.
Некоторые особенности исламской финансовой модели
Такафуль-компании построены на принципах взаимного страхования, когда владельцы полисов являются одновременно и акционерами исламских страховщиков, рассказал Зарипов. Все активы проходят тщательный отбор на фондовом рынке на предмет того, насколько они соответствуют шариату. Если же речь идет об акциях, то компания - эмитент проверяется на соответствие профиля шариату, также на устойчивость и чрезмерную закредитованность. Есть специальные нормативы (стандарты шариата - прим. "РГ"), по которым происходит отбор.
Традиционные облигации и другие долговые ценные бумаги запрещены, в исламе есть сукук (мн. ч. от "сакк" - на арабском чек или ценная бумага), сертификаты долевой стоимости, которые одновременно предоставляют право совладения активами компании - эмитента и дают право на часть прибыли, генерируемой данными активами. "Надо признать, что секьюритизация сукук достаточно сложна и затратна, поэтому эмитенты выпускают сукук на большие суммы - в эквиваленте 100 млн долларов США. Есть и суверенные сукук, выпускаемые государственными органами. Лидером по выпуску сукук является Малайзия", - добавил эксперт.
В заключение Зарипов отметил, что исламская финансовая модель находится в стадии активного развития и конструирует все больше новых инструментов. "Очень активно развивается исламский финтех: необанки, краудфандинг, использование блокчейна, системы OpenAPI и другие инновационные цифровые технологии. При этом все новые инструменты и продукты проходят проверку на соответствие шариатским принципам, вначале у штатных шариатских аудиторов, затем и у внешних шариатских советников", - заключил эксперт.