фото: pxhere.com фото: pxhere.com

Долги по авансам из федерального бюджета РФ достигли 14 трлн руб

Российский бюджет столкнулся с проблемой рекордного долга.

Российский бюджет столкнулся с проблемой рекордного долга. В первой половине 2023 года суммарная дебиторская задолженность федеральных органов власти выросла на 41% и достигла 19,4 триллиона рублей, сообщает РБК, ссылаясь на данные Минфина по исполнению федерального бюджета.

Дебиторская задолженность бюджета представляет собой сумму, которую должны внести в бюджет или результат, который должен быть получен в обмен на потраченные государственные средства. Рост задолженности наблюдается с 2022 года, когда она увеличилась на более чем 30%, достигнув 13,6 триллиона рублей. Этот рост связан с увеличением расходов федерального бюджета по разным направлениям, формирующим дебиторскую задолженность, включая предоставление субсидий юридическим лицам, межбюджетные трансферты регионам и государственные закупки, включая капитальные вложения, пояснили представители Минфина.

Дебиторская задолженность бюджета делится на два вида: по доходам (например, налоги и страховые взносы, которые должны поступить в бюджет, но еще не поступили) и по расходам (когда ведомство уже потратило деньги, например, на государственные закупки, и ожидает выполнение услуг или поставку товаров). По итогам первого полугодия основная часть дебиторской задолженности, около 72%, приходится на авансы, выданные ведомствами поставщикам и подотчетным организациям. Задолженность по авансам выросла на 4,7 триллиона рублей и достигла 13,98 триллиона. Авансы на приобретение нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы, запасы) увеличились на 1,75 триллиона рублей.

После обострения конфликта на Украине, начала СВО и введения санкций в марте 2022 года российские власти разрешили выплаты авансов по госзакупкам в размере до 90% от стоимости контракта (ранее действовало ограничение до 30%). В 2023 году это ограничение снизили до 50%. Однако исполнители государственных контрактов по капитальному строительству в четырех новых регионах по-прежнему могут получать авансы до 90%.

«Многие называют рост авансирования элементом мобилизационной экономики, и это действительно так», — сказал изданию директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, сейчас приоритетным является «достижение эффекта, а не соблюдение бюджетных процедур». Он подчеркнул, что это новая идеология, которая редко применялась раньше и напомнил, что подобное отступление от закупочных процедур произошло при финансировании олимпиады в Сочи, где власти пытались достичь результата в кратчайшие сроки «любой ценой». Эксперт также добавил, что рост авансирования связан с риском неправильного использования выделенных денежных средств.

В конце августа аналитики предупредили, что резкое внеплановое повышение ключевой ставки до 12%, проведенное ЦБ РФ в целях борьбы с инфляцией, приведет к значительным потерям для бюджета и бизнеса из-за увеличения расходов на обслуживание долга. Государство и компании будут вынуждены ежемесячно выплачивать дополнительно от 100 до 150 миллиардов рублей, причем большая часть, около 80-100 миллиардов рублей, ляжет на корпоративные облигации с плавающей процентной ставкой.


Может быть интересно