Отложенный спрос и массовый приход китайских брендов: авторынок России отыграл половину санкционных потерь в 2023 году
В 2023 году продажи новых легковых автомобилей в России выросли почти на 70% и превысили 1 млн единиц. Таким образом, рынок отыграл примерно половину санкционных потерь 2022-го, когда из страны стали массово уходить европейские, японские, корейские и американские концерны. Наметившееся восстановление эксперты объясняют эффектом отложенного спроса и активным приходом китайских производителей в Россию. На сегодняшний день среди продаваемых в РФ новых авто доля всех иномарок из КНР вместе с отечественными моделями уже перевалила за 90%, хотя ещё два года назад не достигала и 30%. С учётом последних тенденций эксперты не исключают, что в 2024 году продажи новых легковушек вернутся на докризисный уровень.
В 2023 году российский рынок новых легковых автомобилей сумел отыграть почти половину санкционных потерь. Такой вывод следует из опубликованных в среду, 10 января, материалов аналитического агентства «Автостат».
По данным организации, если ещё в 2021-м россияне купили с конвейера порядка 1,52 млн легковушек, то уже в 2022-м на фоне масштабных ограничений Запада против Москвы и ухода части зарубежных компаний из РФ показатель упал более чем вдвое — до 626 тыс. Впрочем, по итогам 2023-го продажи выросли на 69% — до 1,06 млн.
Самыми продаваемыми в прошлом году стали автомобили Lada — в общей сложности в стране было куплено более 342 тыс. машин этого бренда. Кроме того, у населения большой популярностью пользовались китайские иномарки Chery (119 тыс.), Haval (112 тыс.), Geely (94 тыс.), Changan (48 тыс.), Exeed и Omoda (по 42 тыс.), корейские Kia (34 тыс.) и Hyundai (25 тыс.), а также японская Toyota (23 тыс.).
Позитивная динамика наблюдалась и на вторичном рынке, где продажи практически вернулись к докризисному уровню. Так, если в 2021-м россияне приобрели почти 6 млн авто с пробегом, то в 2022-м значение упало до 4,9 млн, а в 2023-м восстановилось до 5,7 млн.
«Росту продаж способствовал отложенный спрос, который сформировался ещё в 2022 году из-за дефицита предложения. При этом сейчас у нас уже перестроились цепочки поставок, а ключевую роль в восстановлении рынка сыграло появление большого числа китайских брендов», — объяснил RT руководитель группы исследований и клиентской аналитики «Авто.ру» Алексей Муханов.