Контракты для наружной рекламы могут пролонгировать на срок до 10 лет
В Госдуму внесен законопроект, который может позволить операторам наружной рекламы пролонгировать контракты на конструкции на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В числе авторов документа депутаты Максим Топилин, Николай Арефьев, Станислав Наумов, Антон Гетта и другие. Участники отрасли отмечают своевременность предлагаемых мер.
Сейчас федеральный закон от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" ограничивает срок предоставления права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций десятью годами. "Комплекс неблагоприятных факторов приводит к рискам нестабильности в отрасли наружной рекламы, которые впоследствии могут привести к банкротствам участников рынка, снижению налоговых и иных поступлений в федеральный и региональные бюджеты, а также резкому сокращению рабочих мест (всего в отрасли работают около 10 000 граждан России)", - отмечается в документе.
Законопроект поможет решить проблему недобросовестного поведения части участников рынка наружной рекламы при проведении торгов, указано в пояснительной записке к законопроекту. В частности, сейчас участились случаи оспаривания торгов и уклонения от заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, отмечается в документе. Это в свою очередь приводит к выпадению доходов из бюджетов регионов и муниципалитетов.
Авторы инициативы подчеркивают, что сохранение поступлений от договоров "с зарекомендовавшими себя компаниями" важно с учетом того, что "недобросовестные операторы наружной рекламы в ходе торгов поднимают цену", а впоследствии не исполняют обязательства и уходят с рынка. Для корректировки сложившейся на рынке ситуации предлагается предусмотреть временную меру поддержки в виде возможности пролонгации в 2024 году существующих договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с возложением дополнительных социальных обязательств на рекламные компании, осуществляющие установку и эксплуатацию рекламных конструкций, при продлении договоров. Срок пролонгации может составлять до десяти лет.
Этим же законопроектом предлагается увеличение социальной нагрузки на рекламораспространителей за счет увеличения доли социальной рекламы (в случае, если ее размещение предусмотрено договором на установку и эксплуатацию), в общем размере с нынешних 5 до 10 процентов годового объема распространяемой рекламы. При этом в соглашении на пролонгацию, как указано там же, должен содержаться пункт о ежегодной индексации размера платежей по контракту на размер уровня инфляции ("с целью нивелирования упущенных доходов бюджетов").
Предложенные меры своевременны и отражают потребности отрасли, полагает депутат Госдумы Дмитрий Гусев. "На рынке наружной рекламы идет большой технологический переход. Отрасль идет от старого формата бумажных билбордов к цифровым экранам, а это дополнительные финансовые вложения. То есть бизнесу требуются дополнительные средства для того, чтобы этот переход осуществить", - сообщил Гусев "РГ".
По его словам, увеличение квоты на социальную рекламу так же окажет положительный эффект на рынок.
"Сейчас пять процентов, а будет десять процентов вот этих рекламных носителей будут использоваться под социальную рекламу. А это, между прочим более трех миллиардов рублей в год, на которые государство не потратит деньги. Почему? Потому что рекламный рынок наружной рекламы оценивается в шестьдесят - сто миллиардов рублей. Шесть процентов от шестидесяти миллиардов это минимум три-пять миллиарда рублей государство получит в виде рекламного места для социальных проектов. Для пропаганды, например, ценности семьи для того, чтоб семьи были у нас многодетными и чтоб семьи вообще создавались", - уверен Гусев.
Инициатива депутатов ГД РФ требует дополнительного изучения и всесторонней оценки как с точки зрения права (в этом смысле крайне важна позиция Федеральной антимонопольной службы), так и финансовых прогнозов на предмет оценки возможного сокращения поступлений в бюджет субъектов РФ, - заявил "РГ" Владимир Рябовол, председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга. "Несмотря на то, что в первом приближении сама возможность пролонгации договоров не вызывает существенных возражений - условия предоставления такой опции должны обсуждаться дополнительно, с учетом мнения экспертов Федеральной антимонопольной службы, а также правового и бюджетно-финансового блока субъектов РФ", - отметил эксперт. Рябовол добавил, что в дальнейшем ряд положений законопроекта, возможно, потребует внесения изменений.
Константин Майор, владелец и генеральный директор Медиахолдига МАЕР говорит, что законопроект был ожидаемым и давно обсуждался в кулуарах рынка: "Принятие закона позволяет избежать обострения конкурентной борьбы и серьезных колебаний рынка в связи с завершением сроков эксплуатации большого числа рекламных конструкций, находящихся в государственной собственности. Для множества небольших, в особенности региональных, рекламораспространителей - это, без преувеличения, вопрос выживания, так как они вряд ли смогут конкурировать на торгах с крупными рыночными игроками, менее стесненными в средствах и скупающими рекламную инфраструктуру повсеместно".
Соавтор законопроекта, депутат Госдумы Антон Гетта подчеркивает, что законопроект в первую очередь отвечает общей государственной политике, направленной на поддержку внутреннего рынка и отраслей. "Его принятие позволит, с одной стороны, сохранить рабочие места в сфере наружной рекламы (а это порядка 10 тысяч человек). А с другой - стабилизирует данный рынок, позволит его игрокам работать по понятным, предсказуемым правилам многие годы вперед, - говорит депутат. - При разработке законопроекта мы в первую очередь опирались на мнение из регионов, в частности, моего родного Донского края, где местные бизнесмены рассказали о существующих сложностях. Это и повышенные издержки на переоборудование конструкций, и недобросовестные участники рынка (фирмы-однодневки, демпингующие цены до невозможного для ведения бизнеса уровня), и отсутствие возможности стратегического планирования бизнеса".
По словам Гетты, от пролонгации выиграют все. "Понятно, что для бизнеса очень важна предсказуемость рыночной ситуации - и продление договоров на рекламные конструкции на 10 лет - это шаг в правильном направлении. Кроме этого, не забываем про муниципалитеты: это стабильное пополнение местных бюджетов за счет налогов, и не только решение вопроса по обязательному размещению социальной рекламы, но и расширению ее доли до 10%. Это важная мера с учетом объективно сложившейся ситуации в стране", - считает депутат.
Законопроект стабилизирует ситуацию на рынке для всех участников, а не только для одного. Все будут работать по понятным, прозрачным правилам, смогут определить свои стратегические задачи развития, уверен Гетта.
"Отрасль действительно нуждается в государственной поддержке, и мы обеспечим ее на федеральном уровне. Срок пролонгации договоров до 10 лет распространяется на все регионы. Однако суммы налоговых отчислений каждый регион рассчитывает отдельно в зависимости от муниципального платежа. С квотами по обязательному размещению социальной рекламы та же история - в том же Ростове-на-Дону она сегодня составляет всего 5%. Проговаривая с местными рекламными фирмами планируемые нововведения, получили положительные отзывы от местного бизнес-сообщества и о необходимости принятия таких поправок", - резюмирует он.