• Новости
  • Экономика
  • Георгий Бовт: Стоит придать огласке итоговый список обложенных налогом на сверхприбыль компаний
Алексей Майшев/РИА Новости Алексей Майшев/РИА Новости

Георгий Бовт: Стоит придать огласке итоговый список обложенных налогом на сверхприбыль компаний

Российское правительство продолжает работать над законопроектом о налоге на сверхприбыль, который прошел уже первое чтение в Думе в конце июня. Как оценить в целом это законодательство?

Причины появления самой идеи просты: на фоне беспрецедентных санкций и падения, как следствие, нефтегазовых доходов бюджета (примерно в два раза) правительство вынуждено искать дополнительные источники дохода. Изначально предполагалось, что бизнес, получивший повышенную прибыль в предыдущие годы, немножко раскошелится в добровольном порядке на примерную сумму, обозначенную правительством. Но потом возникли (не без оснований) опасения, что такой добровольный взнос будет воспринят на Западе как повод наложить дополнительные санкции на тех, кого они еще не коснулись в полной мере, "за поддержку Российского государства". Поэтому остановились на единоразовом налоге - мол, "нас заставили".

Аналоги таких сборов встречаются на том же Западе - либо в ситуации военного времени, либо на фоне бюджетных трудностей. Прикидочные размеры дополнительных доходов в бюджет от такого windfall tax (переводят как "необоснованная, случайная, "ветром принесенная" прибыль") - около 300 млрд рублей. Честно говоря, по истечении нескольких месяцев после того, как эта цифра появилась, возникают большие сомнения в том, что дополнительные доходы в таких размерах могут стать именно "спасительными" для бюджета, хотя, конечно, лишними никакие деньги не бывают. Но что такое 300 млрд по сравнению с бюджетным дефицитом по итогам первого полугодия в размере почти 2,6 трлн рублей (в целом на 2023 год запланирован дефицит в размере около 2,9 трлн рублей). Что слону - дробина, около 10% дефицита. Однако, во-первых, видимо, правительству важно отстоять сам принцип - и отработать его на практике. Совершенно нельзя ведь исключать, что в случае сохранения и тем более усугубления бюджетных проблем, налогообложение сверхприбыли может стать довольно регулярной процедурой.

Во-вторых, пока нет все-таки намерения действовать чересчур решительными методами "продразверстки", а есть понимание и готовность "войти в положения" отдельных компаний и отдельных отраслей. Поэтому еще до принятия закона началась работа над "исключением из правил", с учетом сложившихся на сегодня в экономике. Хотя в российских условиях создание системы исключений из правил всегда чревато возникновением длинной очереди просителей дополнительных исключений и для себя тоже - потому что "ну войдите же в наше положение". Особенно если в итоговом тексте закона будут предусмотрены слишком широкие возможности для гибкой его трактовки путем принятия подзаконных актов. Например, от представителей некоторых электроэнергетических и сетевых компаний уже приходилось слышать намеки на желательность сделать и для них исключение: дескать, у них слишком большие инвестиционные планы. Хотя вообще-то у всех всегда есть инвестиционные планы, в которые "неожиданный налог" обычно никак не вписывается.

Пока предлагаемые правительством критерии для "помилования" от windfall tax выглядят достаточно логичными и обоснованными. Из перечня плательщиков исключат застройщиков, которые реализуют проекты с привлечением средств физических лиц через эскроу-счета, - но лишь если такие фирмы в 2021 и 2022 годах не выплачивали дивиденды. Посмотрим по крупнейшим девелоперам из числа публичных компаний: ПИК выплачивал дивиденды за 2021, но не выплачивал в 2022, "Самолет" платил оба года, два года не выплачивал их ЛСР, замыкающий тройку крупнейших застройщиков страны, и "Эталон", также входящий в топ-10. Также исключат финансовые организации, в отношении которых действуют меры по предупреждению банкротства. Что логично. От налога будут освобождены компании, которые в 2018 и 2019 годах не получили выручку от реализации. Особый порядок расчета налога для компаний, у которых в 2022 году прибыль, по сравнению с 2021 годом, уменьшилась более чем в два раза, будет предусматривать, что сумма налога для них не должна превышать 10% от прибыли за 2022 год при условии, что они не выплачивали дивиденды в 2021 и 2022 годах. Первое чтение законопроект прошел в Думе еще 28 июня, после чего "повис", явно в ожидании поправок правительства. Нельзя исключать и фактора, возможно, развернувшейся кулуарной активности лоббистов. Дата второго чтения пока не назначена, при том что весенняя сессия работы парламента завершается 30 июля, и закон желательно принять уже сейчас, не дожидаясь осени. Хотя бы потому, что в проекте была предусмотрена льгота: те, кто выплатят с них причитающееся до конца ноября текущего года, а не следующего (предельный срок), смогут сделать это по ставке не 10%, а 5%. Как известно, 10-процентный налог на сверхприбыль будет установлен для тех, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 и 2022 годы оказалась выше 1 млрд рублей.

Общее число компаний-плательщиков налога на сверхприбыль ожидается в пределах тысячи. Главными "пострадавшими", на которых придется половина из ожидаемых 300 млрд, станут предприятия в области добычи твердых полезных ископаемых (20% предполагаемого объема выплат), за ними следуют (19% объема) производители минеральных удобрений, 13% придется на металлургов, 12% на представителей торговли, менее 10% - на банки, на нефтехимические предприятия, производителей электроэнергии, те строительные компании и другие придется по 5% и менее. Придется даже раскошелиться авиакомпаниям, с которых по подсчетам экспертов отрасли, возьмут от 3 до 6 млрд рублей. Что несколько странно, ибо ранее авиаотрасли (до марта текущего года) выделили 50 млрд рублей бюджетных субсидий. Теперь же наверняка раздастся вселенский крик о том, что, мол, "поборы государства" просто-таки вынуждают поднять цены на авиабилеты. Может, не стоит давать такой повод, учитывая "копеечные сборы"? Ровно тот же самый трюк может быть проделан, кстати, всеми предприятиями, которые имеют прямой выход на потребителей и могут попробовать заложить свои "непредвиденные расходы" в тарифы и цены. Тут уже задача ФАС будет состоять в том, чтобы "крайними" не сделали простых обывателей. Ну а для того, чтобы заранее погасить всякую возможность для политических и иных спекуляций на тему, кто сколько заплатил, а для кого сделали исключение и по каким именно причинам, стоит, наверное, придать максимальной огласке итоговый список обложенных налогом на сверхприбыль компаний с указанием конкретных сумм. Тысяча позиций - это совсем немного. А людям будет интересно.


Может быть интересно