• Новости
  • Экономика
  • Георгий Бовт: Целевое обучение - это все же шаг в правильном направлении

Георгий Бовт: Целевое обучение - это все же шаг в правильном направлении

В качестве средства борьбы с дефицитом кадров, на который жалуются как представители бизнеса, так и государственных предприятий, в последнее время стали активно продвигать идею обязательного распределения студентов. Речь о тех, кто учится бесплатно, то есть за счет бюджета. Поможет ли это решить едва ли не саму острую проблему российской экономики?

Система обязательного распределения была в СССР. В условиях административно-командной экономики она худо-бедно работала, однако не сказать, чтобы так уж эффективно. Была масса возможностей "откосить" - обойти распределение. Но главное - распределение из-под палки, скажем, в провинцию, далеко не всегда способствовало закреплению таких кадров на местах. Отработав три года, они часто уезжали, хотя кто-то и оставался.

В условиях рыночной экономики "заставлять" будет еще труднее, если не сопровождать такую политику всевозможными стимулами. Хотя, с другой стороны, если стимулов будет достаточно, то зачем тогда вообще распределение? Также в нынешнее время другая проблема становится все более актуальной: характер экономики меняется настолько стремительно, что становится все труднее предсказать, какие именно профессии и специальности будут востребованы через 10-15 лет и в каком количестве. Государственная бюрократия, заведомо более инертная и консервативная, вряд ли в состоянии просчитать это, выделив на это соответствующее финансирование.

На текущий год государство выделило финансирование, достаточное для обучения "на бюджете" 590 тысяч студентов. Это примерно 67% от всех абитуриентов, три четверти бюджетников получат возможность учиться в региональных вузах. В последние годы число бюджетных мест хотя и медленно, но растет. Правда, в столицах будет чуть выше доля коммерческого обучения.

Тут тоже есть варианты. Главный называется - "целевой набор", когда то или иное предприятие или организация оплачивают обучение нужного им специалиста, который потом должен эти деньги отработать. А если не отработает на приготовленном для него месте, то вернуть. Однако даже такая ограниченная система, условно, "распределения" не работает так, как задумано. На предприятия-заказчики по тем или иным причинам возвращаются далеко не все отучившиеся по целевому набору. Иногда это просто коррупционные случаи, когда в этот набор попадают дети региональных чиновников. Иногда - результат перемены обстоятельств на самом предприятии или в организации, когда им становится просто не нужным тот или иной кадр,

Скажем, в области медицины, где, казалось бы, ситуация с квалифицированными кадрами довольно острая, в прошлом году более 15% не смогли устроиться на работу в ту организацию, которая оплатила им обучение. В том числе люди сами отказывались от трудоустройства, каким-то образом урегулировав свои финансовые проблемы с руководством таких медучреждений. По данным Минобрнауки, в прошлом году на приготовленные рабочие места устроились 70% из 34 тыс. выпускников вузов, которые обучались на основании целевого направления. Кто-то пошел учиться дальше, кто-то отправился в армию, кто-то рожать и в декретный отпуск. Согласимся, для столь небольших цифр (34 тысячи) это не очень высокий уровень эффективности работы такой модели. Хотя этот уровень, конечно, намного выше, чем доля в целом специалистов, которые работают после окончания вуза по полученной там специальности - эта доля существенно ниже 50%.

На текущий год правительство уже определило квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Приложение со списком регионов и специальностей занимает полторы сотни страниц. Как правило, речь идет о 10-15% доле бюджетных мест. Однако есть и такие востребованные направления, по которым доля целевых мест определена от 70-75% (педиатрия, лечебное дело, самолето- и вертолетостроение, эксплуатация железных дорог) до 90-100% (судебная и прокурорская деятельность и техническая эксплуатация БПЛА).

До конца года должны быть разработаны новые требования и регламенты, призванные модернизировать механизм целевого обучения, который в обновленном виде вступит в силу 1 мая 2024 года. На самом деле, это может стать довольно действенной альтернативой предлагаемой реставрации системы распределения советского образца.

Целевые места обещают сделать доступными для всех выпускников российских школ, они перестанут быть предметом в том числе мутных договоренностей с руководством предприятий и организаций. Последнее, скорее всего, является одной из главных причин, по которой целевой механизм сейчас не работает в полной мере. Обещают открытый и честный конкурс, заявки будут размещаться на едином цифровом портале. Правда, сохраняется все же угроза, на мой взгляд, и тут для "договорняков", поскольку обещают преимущества, как заявлял профильный министр Фальков, для "выпускников профильного класса или победителей, призеров конкурсов, проводимых заказчиком целевого обучения в рамках профориентационных мероприятий". При том что существующая нынче система льгот победителям олимпиад все же не вполне очищена от коррупции. Также важно будет и в договоре подробно прописывать все условия будущей работы на уровне контракта, нарушения которого со стороны работодателя ведет к его разрыву и выплате компенсации "пострадавшей стороне". Ведь студент рассчитывал на эту работу. Потратил время и все равно часть своих денег на обучение и т.д.

При этом целевое обучение - это все же шаг в правильном направлении, тогда как возврат к обязательному распределению всех бюджетников был бы шагом в неправильном правлении. При этом расширение охвата системы целевого набора на текущий момент, видимо, нецелесообразно. По крайней мере, до тех пор, пока она не заработает не на 70%, а на все 100%.


Может быть интересно