«Против нас работали тяжёлые пулемёты, БТР и танк»: как воюет спецназ из ветеранов «русской весны»
В истории отряда специального назначения (ОСПН) «Рысь» было немало поворотов. Практически вся история конфликта на юго-востоке Украины, а потом и специальной военной операции — это боевая летопись части. Командир ОСПН с позывным Илим рассказал RT о подвигах своих подчинённых.
Командир отряда спецназначения «Рысь» с позывным Илим — харьковчанин, болезненно переживший распад Советского Союза. Как и многие жители бывшего СССР, в 90-е он перепробовал множество профессий и остановился на обеспечении безопасности. Зарабатывал в «незалежной» Украине Илим неплохо, но «евромайдан» не принял из тех же убеждений, из-за которых с болью воспринял развал единой страны.
Поэтому в 2014 году он не колебался — Илим стал одним из тех, кто нёс «русскую весну» в родной Харьков. Но восстание в этом городе быстро подавили. Илима объявила в розыск Служба безопасности Украины. Будущий командир «Рыси» отправил семью в Крым, а сам поехал в Луганск.
В столице самопровозглашённой республики Илим формировал военную комендатуру, наладил работу блокпостов вокруг Луганска. Военным комендантом города был Сергей Грачёв, Илим стал его замом, но с достаточно широкими полномочиями.
«Вся ЛНР называла меня серым кардиналом, — иронизирует над собой Илим. — Потому что в военных условиях комендатура в значительной мере отвечала за порядок. Нас сама реальность наделила самыми разными функциями».
Ключевым словом в выражении «военная комендатура» было «военная», потому что, несмотря на свой формально тыловой характер, эта структура участвовала в боевых действиях.
«В кратчайшие сроки я поставил в строй 24 блокпоста, 17 городских комендатур. По списку в моём подразделении было 1672 бойца, с добровольцами — около 5 тыс., также я создал роту огневой поддержки. Она состояла из 50 человек плюс-минус. Когда начались активные боевые действия, у нас были и погибшие, и раненые», — вспоминает он.
Тогда война велась ещё рыцарски — на поражение бойцы Илима били только по нацбатам и «Правому сектору»*, по украинским призывникам стреляли, только чтобы отпугнуть, максимум — по ногам.
Накал боёв стихал. Чтобы сохранить для республики людей с боевым опытом, Илим сменил место службы и забрал часть подчинённых в новый отряд «Рысь». Во вновь созданный отряд специального назначения (ОСПН) вливались и другие люди, желавшие продолжить борьбу с ВСУ.
Снова востребованы
С началом специальной военной операции бойцы «Рыси» оказались востребованы как никогда: в марте 2022-го отряд начал действия с территории ЛНР.
«Тогда наши соседи попали в окружение. По рации они запросили поддержку, и я бросил отряд в бой. Более семи часов он длился. Против нас работали тяжёлые пулемёты, БТР и танк. Хочу отметить, что командиром боевого расчёта у меня была девушка с позывным Слава. Она на виду у неприятеля, буквально в 800 м поставила свой миномёт. Накладывала им прямо по блокпостам, не уклоняясь ни от взрывов, ни от пуль. Пока был БК, она работала со своим миномётом. К вечеру, когда мы вытащили уже всех, загремела броня за спиной, противник пошёл», — вспоминает Илим.
- RT