«После первого обстрела страх пропал»: боец с позывным Татар рассказал RT, как на руках выносил товарищей из-под огня
В первые же дни СВО 19-летний Рустам (позывной Татар) оказался на передовой: боец подвозил танковые снаряды на линию боевого соприкосновения. В марте 2022 года колонна из 17 машин попала в засаду. Под непрерывным обстрелом Рустам вынес раненых и убитых товарищей, хотя сам был тяжело контужен. За этот подвиг Татара наградили двумя медалями — Суворова и «За боевые отличия».
На спецоперацию Рустам отправился по контракту почти сразу же после начала СВО. Он стал водителем роты материального обеспечения в составе 80-го танкового Краснознамённого полка. Свой позывной получил, как только оказался за ленточкой.
«Командир сидел за радиостанцией, а я должен был слушать и передавать информацию, — рассказывает Рустам. — Он мне говорит: «Ты же из Башкортостана — значит, будешь Башкир». Но я попросил командира назвать меня по моей национальности. Так и повелось — Татар».
В одном из первых боёв рядовой попал под обстрел из 90-мм миномётов.
«Мы стояли в лесополосе, когда всё началось. Помню, на телефон ещё пришло сообщение: «Сдавайтесь или умрёте», — рассказывает он. — Мы добежали до нашего танка и укрылись под ним. Обстрел длился минуту, потом мы сменили дислокацию. Знаете, у человека по природе есть страх. Но после первого обстрела он у меня пропал».
«Нужно рисковать жизнью»
У водителей роты материального обеспечения есть главная задача — во что бы то ни стало привезти боеприпасы на передовую. Рустам управлял 10-тонным КамАЗом, полностью загруженным танковыми снарядами, когда их колонна из 17 автомобилей попала в засаду. Первые две машины подорвались на минах.
«Когда начался обстрел, я решил вывести свою машину из-под огня, — рассказывает Татар. — Дорога была заминирована, а поля — нет, мы об этом знали. Я начал манёвр, но понял, что не успеваю его завершить. И тут прилетает в машину, что ехала передо мной. А это была ГЦМка (специальный автомобиль, оснащённый герметичными цистернами. — RT), и в ней горючее. Я успел открыть дверь своего КамАЗа на всякий случай, и от взрыва ГЦМ меня выбросило сильной ударной волной».
Рустам получил сильнейшую контузию. «Ты ничего не слышишь, только сильный звон в ушах, голова трещит, не видишь чётко. Я отключился», — вспоминает он.
На помощь рядовому пришёл его боевой товарищ и земляк Нуршат: парень вытащил Рустама из-под огня и привёл в сознание. В этот момент несколько машин уже горели, колонна остановилась и оказалась под плотным вражеским огнём из пулемётов и гранатомётов. Не всем удалось увести свои автомобили в сторону.
- © Фото из личного архива