«Хоть как-то восстановить заработки»: как блогер Илья Варламов делает деньги на YouTube-аналитике в Киргизии

Как выяснил RT, блогер-урбанист Илья Варламов* открыл фирму в Киргизии, чтобы зарабатывать на рекламе. Судя по данным реестра юрлиц республики, сделал он это за полгода до того, как в России был введён законодательный запрет на этот вид деятельности для иноагентов. По мнению экспертов, попавшие в список иноагентов «лидеры мнений» задолго до принятия нового закона начали искать запасные варианты для заработков. Страны СНГ в приоритете, потому что они лояльны к русскоязычным и там нет сложных юридических процедур.

19 октября 2023 года в столице Киргизии Бишкеке было зарегистрировано новое юрлицо «Автормедиа продакшн», следует из баз юрлиц «Контур.Фокус» и СПАРК. Директором и совладельцем стала Екатерина Букреева — бухгалтер и персональный ассистент известного блогера-урбаниста Ильи Варламова, автора многомиллионного YouTube-канала и владельца одноимённого интернет-издания. Сам Варламов не позднее февраля 2024 года также получил долю собственности в компании.

В марте 2024 года вступил в силу закон о запрете российским юридическим и физическим лицам покупать рекламу у иноагентов. Ранее такой запрет действовал только для государственных организаций. Как сообщал спикер Госдумы Вячеслав Володин, из-за этого иноагенты могут потерять до 80% дохода от соцсетей.

Открытие фирмы в Киргизии совпало с началом разработки в России законопроекта о запрете рекламы у иноагентов. Первое заявление о необходимости ограничить рекламу у этой категории граждан сделал в июне 2023 глава Минцифры Максут Шадаев. А через четыре месяца после заявления Шадаева на ПМЭФ помощница Варламова открыла фирму в Киргизии.

Аналитика для Дудя

Чем конкретно будет заниматься юрлицо, неизвестно. В качестве основного вида деятельности организация указала «рекламные агентства». По законам Киргизии это значит, что именно рекламные услуги должны формировать наибольшую часть выручки.

Ранее RT писал, что Варламов за несколько недель до принятия закона вышел из состава своего российского рекламного агентства «Авторские медиа». Единственным владельцем осталась Екатерина Патюлина — супруга политического активиста Максима Каца*, с которым знаком Варламов.

«Авторские медиа» вплоть до 2024 года продолжали официально продавать рекламные места в соцсетях иноагентов. Клиентами агентства Варламова были, например, экс-главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов* и главред Republic* Дмитрий Колезев*.

Выход Варламова из собственности российских «Авторских медиа» состоялся 19 февраля 2024 года. Собственником киргизского «Автормедиа продакшн» он стал не позднее 22 февраля 2024 года. Закон о запрете рекламы у иноагентов был принят в последнем чтении 28 февраля.

Одновременно с принятием закона с сайта «Авторских медиа» исчезли фамилии всех иноагентов, рекламу у которых продавал Варламов. При этом рекламные интеграции на их YouTube-каналах продолжают выходить. Не исключено, что они продолжили размещать рекламу через киргизскую компанию.

Недавно Варламов стал активно продвигать новую услугу: аналитику YouTube-каналов. Он обещает силами своей команды найти слабые точки у коллег-блогеров, сделать исследование аудитории и её интересов, изучить эффективность формата. В зависимости от глубины анализа и затраченного времени аналитика одного канала стоит от 60 тыс. до 200 тыс. рублей.