«Торжественность, красота и продуманность»: профессор МАРХИ — о наследии Льва Руднева и переменах в облике Москвы

13 марта 1885 года родился советский архитектор, ведущий практик сталинской архитектуры, один из авторов проекта высотки МГУ и многих других монументальных зданий в стиле сталинского ампира Лев Руднев. В интервью RT кандидат архитектуры, профессор МАРХИ, член Союза архитекторов Ирина Чередина рассказала, как возводились главные архитектурные символы Москвы и какой вклад в это внесли Лев Руднев и другие архитекторы его поколения. Также Чередина объяснила, с чем был связан отказ советского руководства от конструктивизма и какой была бы российская столица, если бы не Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года.

— 13 марта исполняется 140 лет со дня рождения советского архитектора Льва Руднева. Он был ведущим практиком сталинской архитектуры, одним из авторов высотки МГУ и многих других зданий той эпохи. Какими были основные вехи его творчества?

— Лев Владимирович Руднев принадлежал к плеяде мастеров, получивших ещё классическое архитектурное образование. Он учился в Императорской академии художеств у Леонтия Бенуа — мастера, воспитавшего множество известных архитекторов. Это была мощная школа, давшая Рудневу прочную профессиональную базу. Я делаю на этом акцент неслучайно: дело в том, что архитекторы этого поколения обладали универсальной подготовкой и знаниями. Они могли быть градостроителями, проектировать здания любого типа и решать сложные архитектурные задачи. Поэтому они сыграли огромную роль в организации архитектурного дела после революции 1917 года.

Руднев очень рано сформировался как зрелый архитектор, его дипломная работа «Университет в столичном городе» получила очень высокую оценку.

  • Советский архитектор Лев Руднев
  • © Public Domain