«Совсем близко к боевым событиям»: директор студии Грекова — о работе военного художника, преемственности и шедеврах

В 2025 году Студия военных художников имени Грекова подводит итог 90-летней творческой деятельности коллектива. Директор студии почётный член Российской академии художеств Татьяна Самарская в интервью RT рассказала о работе художников на фронтах Великой Отечественной войны, в Сирии и на СВО, объяснила, каких профессионалов принимают в коллектив и в чём состоят особенности творческого процесса, а также перечислила места и площадки, где можно найти работы художников-баталистов студии Грекова.

— Татьяна Александровна, расскажите о Митрофане Грекове, его творчестве, как он стал основателем студии.

— Митрофан Греков окончил Одесское художественное училище и в 1903 году без экзаменов был принят в академию художеств в Петербурге. Сначала он учился в мастерской Репина, затем у Франца Алексеевича Рубо, автора знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Над реставрацией панорамы «Оборона Севастополя» Греков работал в 1908 году в качестве наиболее талантливого ученика Рубо.

Революцию 1917 года Митрофан Греков принял всей душой. Хотя его звали за границу, он отказался эмигрировать, заявив, что никогда не покинет Родину. В качестве добровольца вступил в Красную армию, где возглавил изокружок. Поворотом в его судьбе стала встреча с Климом Ворошиловым, который поддержал замысел художника создать цикл картин о Гражданской войне. Так появились знаменитые произведения «Тачанка», «Трубачи Первой конной» и другие работы.

  • Греков М.Б. «Конармейская тачанка. Выезд на позиции». 1933 г.
  • © Студия военных художников имени М.Б. Грекова