«Он не обращал внимания на критику»: Василий Церетели — о наследии деда и своей работе на посту президента РАХ
С 24 по 27 сентября в Москве проходит ярмарка академического искусства «Арт Россия. Классика. Новый взгляд». Мероприятие проводится в партнёрстве с Российской академией художеств. Президент РАХ, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Василий Церетели рассказал в интервью RT, как отбирались работы для ярмарки, чем она отличается от традиционных выставок современного искусства, а также поделился воспоминаниями о своём деде, Зурабе Церетели. По его словам, знаменитый скульптор был настолько увлечён своим делом, что творил до последних дней жизни и не обращал внимания на критику со стороны непрофессионалов.
— В рамках ярмарки «Арт Россия. Классика» состоится масштабная экспозиция «Пространство Церетели», посвящённая творчеству Зураба Константиновича. Какие произведения будут на ней представлены?
— Это первая арт-ярмарка, полностью посвящённая классическому искусству. В ней участвуют ведущие художественные вузы — Суриковский институт, МАРХИ, а также, к примеру, Студия военных художников имени Грекова. Отдельная экспозиция посвящена памяти президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели, на ней представлены работы разных направлений и периодов его творчества.
— Вы говорили, что РАХ поддерживает выставку «Арт Россия», посвящённую академическому искусству. При этом на арт-рынке больше ценится современное искусство, которое не изучается в художественных вузах. Нужно ли реформировать профильное образование в России?
— Российская школа реалистической живописи — одна из лучших в мире. Отечественные вузы выпускают прекрасных художников, которые создают современное искусство, просто используя для этого приёмы реализма. Это искусство разнообразно, и каждый художник демонстрирует свой взгляд на окружающий мир. «Арт Россия. Классика» стала первой крупной ярмаркой реалистического искусства, которая даёт возможность молодым художникам академической школы показать себя, найти свою аудиторию среди коллекционеров. Очень интересно посмотреть, как будет развиваться эта тенденция.
Думаю, что в целом отечественные вузы дают прекрасную базу, которая сама по себе позволяет, при наличии таланта, создавать значимые произведения. Но, конечно, есть также институции, способствующие поиску творческой индивидуальности, поиску себя в мировом контексте, которые тоже выпускают прекрасных художников — это, например, Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко при МАММ, или «Свободные мастерские» при ММОМА.