«На стандартном исполнении далеко не уехать»: композитор Игорь Бриль — о русском джазе и его особенностях
С 10 по 16 июня 2024 года в Москве проходит один из самых масштабных джазовых фестивалей мира — Moscow Jazz Festival. На нём выступят более 7 тыс. исполнителей из России и других стран. В эти же дни свой 80-летний юбилей отпраздновал корифей отечественного джаза, композитор, народный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль, который стоял у истоков отечественного профессионального джазового образования. В интервью RT Бриль рассказал об истории джаза, о роли в этом европейской польки, а также об особенностях становления отечественной джазовой школы. Композитор также поделился своим видением будущего российского джаза и назвал имена самых знаковых, по его мнению, современных джазменов отечественной сцены. По словам Бриля, главное для джазового исполнителя — умение импровизировать, трактовать по-новому известные произведения.
— Игорь Михайлович, вы выступали на одной сцене с легендами мирового джаза, вас называют одним из основателей отечественного профессионального джазового образования. Сегодня джаз — одно из самых популярных музыкальных направлений в мире и в России. С 10 по 16 июня 2024 года в Москве проходит один из самых масштабных джазовых фестивалей мира — Moscow Jazz Festival. Расскажите, пожалуйста, где зародился джаз и какие культурные традиции повлияли на его формирование?
— Официально считается, что джаз родился в конце XIX — начале XX века в Новом Орлеане. Однако этому предшествовала долгая история: ещё до отмены рабства в среде афроамериканских рабов плантаторов-южан была очень развита тяга к музицированию — а именно к пению. Музыка облегчала их существование, помогала преодолевать тяготы. Именно из этих так называемых рабочих песен со временем родился джаз, они легли в основу «дерева джаза». После же привнесения европейских музыкальных ритмов джаз начал распространяться и в городах США, в первую очередь в тех, где проживало много афроамериканцев, таких как Новый Орлеан.
Что касается влияния европейской культуры, то прежде всего тут стоит вспомнить появление такого танцевального жанра, как полька. Она появилась в Богемии, сейчас это Чехия, под неё плясали зажигательный танец, который быстро завоевал Европу. Хотя местами и были сложности — так, во Франции в середине XIX века жандармы разгоняли парижских музыкантов, которые исполняли па (танцевальные движения. — RT) из польки. Тогда считалось, что полька — довольно разнузданный танец.
Со временем полька попала в США, приобрела другой колорит, хореографию и соединилась с афроамериканским джазом.
- Игорь Михайлович Бриль
- РИА Новости
- © Владимир Астапкович