«Многие шедевры возвращаются на родину»: эксперт — о выявлении поддельных картин в музеях и частных коллекциях

Чёрный рынок поддельных произведений искусства очень сильно сократился за последние десятилетия. Это связано с появлением новых технологий, которые позволяют точнее определять подлинность картин. Об этом в интервью RT рассказал основатель Центра художественной экспертизы им. И.Е. Репина Виктор Шпенглер. По его словам, сегодня в Россию возвращается множество ценных полотен, которые были вывезены за рубеж на протяжении предыдущих десятилетий. Специалист рассказал, как удалось определить, что картина «Буря» 1868 года, тоже недавно вернувшаяся в Россию, была написана Иваном Айвазовским, а также поделился другими случаями расследований подлинности полотен знаменитых русских живописцев.

— Виктор Александрович, недавно в Италии полиция обнаружила целую фабрику по изготовлению поддельных картин известных мастеров XIX и XX веков. Какие новые технологии применяются сегодня для выявления поддельных картин?

— Технологии постоянно развиваются, современное оборудование сложно даже сравнивать с тем, которое применялось в нашей области 10—20 лет назад. Естественно, что это делает экспертизу более точной и достоверной.

Экспертиза начинается с изучения снимка картины в косых лучах, на котором видна фактура мазков. Второе — фотография полотна в инфракрасном спектре излучения, на которой видно исходный рисунок под слоем краски. Это важно, потому что у каждого автора свой стиль рисунка. А просвечивание полотна в ультрафиолете показывает свечение пигментов, реставрационные вмешательства.

В процессе экспертизы картины изучаются в инфракрасных лучах, также применяется рентгенофлуоресцентный анализ, который позволяет по спектру вещества узнать его точный элементный состав. А это, в свою очередь, позволяет определить, какие пигменты использовал художник. Исходя из этих данных мы уже можем датировать картину, поскольку в разные эпохи живописцы использовали разные пигменты и связующие.

  • Виктор Шпенглер
  • © предоставлено пресс-службой Центра художественной экспертизы им. И. Е. Репина