Российский огонек самый зеленый в мире: таксистов пересаживают на отечественные марки
Авторы поправок — главы профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы Андрей Кутепов и Владимир Гутенев.
Авторы поправок — главы профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы Андрей Кутепов и Владимир Гутенев. Право определять минимальный уровень локализации автомобилей для такси будет передано регионам. Это, в частности, значит, что наиболее «проблемные» в этом смысле субъекты — Сибирь и Дальний Восток — могут сохранять в этом вопросе самобытность. Но Москва, вполне вероятно, задаст максимально жесткие требования к локализации таксомоторов. Так же, как сейчас действуют самые жесткие требования к возрасту авто.
В будущем в региональных реестрах такси будет указаны не только марка, модель автомобиля, госномер и VIN, но и ее год выпуска. Но важнее всего постепенный вывод из реестров (до 2033 года) автомобилей, произведенных в рамках контрактов СПИК. А это, в частности, такие автомобили, как «Москвич» и продукция сборочного предприятия «Моторинвест» (выпускает сейчас электрокары и гибриды Evolute и Voyah. Правда, один из авторов законопроекта Владимир Гутенев (Госдума) уже оценил перспективы московской марки как хорошие, а применительно к электротранспорту заявил, что для больших городов он, безусловно, пригоден.
В любом случае, представители таксомоторной индустрии опасаются, что выбор автомобилей (высоколокализованных — за вычетом могущих вновь появиться проектов сборки по СПИК) для такси резко сузится. «Свободных участников смежной отрасли фактически заставляют покупать только конкретные модели авто», - отметил в интервью «РБК» сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Сейчас в ряде регионов количество иномарок в такси составляет 97 — 100% (правда, речь идет именно о Дальнем Востоке; но и в Москве больше половины авто в такси не локализованные).
Пока что всем критериям по локализации производства в России из продающихся в стране автомобилей (не менее 3200 условных баллов) отвечает лишь автовазовская продукция — именно поэтому многие в индустрии считают закон «монополизирующим». В РСПП в марте предложили отложить вступления закона в силу на год — до осени 2026 года.
Если поправки вступят в силу, цены на такси вырастут в ряде городов на 40 — 50%, предупреждают представители перевозчиков. Кроме того, возможно, что часть таксомоторных перевозок вновь уйдет в тень - например, в Telegram-чаты. По ряду оценок, в России в прошлом году через этот механизм совершено более 10 млн поездок на такси.
- В принципе отечественные машины вполне могут работать в такси, но их ресурс не больше 100 — 120 тысяч километров пробега, и это очень слабо в сравнении с привычными «японцами» и «корейцами», даже отечественной сборки прошлых лет — те ходят 300 — 400 тысяч километров, - рассказал «МК» Владимир Ильичев, владелец московского небольшого таксопарка из 20 автомобилей. - Вторая важная причина — то, что наши марки не дают автомобиля, подходящего для классов «комфорт плюс» и выше. Какие-то новые модели появляются, но они пока не обкатаны, ничего о них сказать нельзя.
Иначе говоря, меньше станет не только самих таксомоторов, но и классов комфортности. «Всё будет эконом» - лозунг, который хорошо звучит только применительно к ценам, но не к качеству сервиса и не к зарплатам водителей. Остается надеяться, что в процессе принятия законопроект будет несколько адаптирован к реальности.