• Новости
  • Авто
  • Подписка на машину набирает популярность как альтернатива подорожавшим кредитам
Ежемесячные платежи за авто по подписке в полтора-два раза ниже, чем по кредиту, уверяют эксперты. / Сергей Михеев Ежемесячные платежи за авто по подписке в полтора-два раза ниже, чем по кредиту, уверяют эксперты. / Сергей Михеев

Подписка на машину набирает популярность как альтернатива подорожавшим кредитам

На авторынке набирает популярность альтернатива подорожавшим кредитам - подписка на автомобиль. Как рассказали опрошенные "РГ" эксперты, ежемесячные платежи по подписке могут быть в полтора-два раза ниже, чем по кредиту по ставке 26-30% годовых. Так, городской кроссовер по подписке обойдется примерно в 55 тыс. рублей в месяц, при этом не нужно платить первоначальный взнос. Однако у этой услуги есть и свои минусы.

"Подписка на авто - это способ владения личным автомобилем без его покупки. Можно взять автомобиль на срок от 6 месяцев до 3 лет, каждый месяц оплачивая пользование машиной", - объяснил Сергей Медынский, руководитель проекта "ВТБ Авто".

В фиксированный ежемесячный платеж включено все, кроме бензина и платных парковок, добавили сооснователи проекта The Mashina Григорий Дудаш и Евгений Кладов. Машина застрахована по ОСАГО и каско, не нужно платить транспортный налог. Техническое обслуживание также оплачивает сервис, равно как и шиномонтаж, и саму зимнюю резину и ее хранение.

Недостаток подписки - ограниченный набор моделей автомобилей

Такой вариант владения автомобилем подходит почти всем, считают эксперты: например, людям, которые хотят менять машину каждые 1-2 года на новую модель или тем, кто ездит на машине только в сезон (только летом или только зимой). Также подписка на авто подходит индивидуальным предпринимателям и самозанятым. Не все банки готовы работать с такой категорией заемщиков, а подписка не является кредитным продуктом.

Кроме того, подписка может быть интересна людям, которые не готовы к длительным обязательствам по кредитам. Сейчас, по словам экспертов, львиная доля автокредитов выдается на срок 7 лет, чтобы снизить платежи. Но обратной стороной медали является необходимость все больше и больше вкладываться в уже морально устаревший автомобиль под обременением, замечают Дудаш и Кладов.

"Кредит - это история гораздо более дорогая сейчас, нежели чем подписка, потому что в кредит ты берешь авто под ставку 26-30% годовых", - говорит Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. Более того, нельзя просто купить машину: в тело кредита обязательно подгружают страховку, страхование жизни, карту помощи на дороге - все это может прибавить к стоимости кредита сумму до 500 тыс. рублей.

"Сейчас потребительский кредит наличными дешевле, чем автомобильный кредит", - добавляет Шапарин.

По мнению эксперта, подписка в зависимости от модели машины обходится в полтора-два раза дешевле в месяц, чем кредит.

Недавно у одного из сервисов подписки на авто появилась возможность выкупа той машины, которую клиент брал в подписку. По словам Шапарина, сервис закупил парк в 650 моделей, и на них есть серьезный спрос: за первую неделю работы 100 автомобилей уже выкупили.

"Мы понимаем, почему так произошло - многие люди хотят купить машину без кредитов и не могут. А здесь появилась такая возможность, поэтому я уверен, что тираж в 650 экземпляров разлетится очень быстро", - говорит эксперт и считает, что и другие сервисы подписки начнут предлагать вариант покупки автомобиля.

В пресс-службе ВТБ Авто рассказали "РГ", что после окончания подписки клиент тоже сможет оставить автомобиль себе, если выкупит его по остаточной стоимости.

У каждого сервиса свои условия - например, в одном можно передать руль близким и без ограничений ездить по России. В других есть возможность выбрать условия страхования автомобиля самостоятельно. Различаются и требования к стажу: где-то он не нужен вовсе, где-то потребуется стаж в 1 или 2 года.

Как и любой финансовый продукт, подписка на авто имеет свои нюансы.

"Недостаток у подписки на авто, наверное, один - довольно ограниченный набор моделей, которые доступны", - говорит Антон Шапарин. Тем не менее он уверен, что представленные в сервисах подписки модели автомобилей - это самые ходовые модели, которые в большинстве случаев рядового потребителя более чем устроят.

Серьезным недостатком можно считать зоны пользования автомобилем, который был взят в подписку. Многие сервисы нужно заранее предупреждать о своих поездках (например, у The Mashina на сайте так и написано: доступны поездки по всей территории России и Европы, но "только предупредите"). У компании Яндекс.Драйв можно взять машину в подписку только в Москве и Санкт-Петербурге. Поехать за границу на машинах сервиса не получится, а ездить по России можно только в зонах покрытия (например, в Карелию или Архангельск на машине уехать не выйдет - это нужно учитывать, оформляя подписку).

По словам Антона Шапарина, прибыль сервисов подписки на авто заключается в том, что они покупают машины большими партиями напрямую у дистрибьютора.

"Это выходит сильно дешевле, чем при покупке по розничной цене, процентов на 10-15% минимум. Поэтому они могут предлагать эти машины по достаточно комфортной стоимости", - подчеркнул эксперт.

Российская газета - Федеральный выпуск: №239(9481)

Может быть интересно