Минтранс предложил присвоить госномера электросамокатам
На электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ) нужно будет получать номера. Соответствующий законопроект разработал минтранс. В соответствии с ним для электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколес и других устройств на электротяге предлагается создать реестр учета и идентификации.
"Самокатчикам" и другим пользователям СИМ ограничат скорость, поясняют в минтрансе. Рядом с пешеходами она не должна превышать 10 км/ч. Как отмечается в пояснительной записке к документу, ограничение - ответ на негативную реакцию общества на передвижение СИМ по тротуарам.
Законопроектом вводится понятие "лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности". "Это распространит на них требования ПДД как для водителей и административную ответственность за их нарушение", - уточняют в министерстве. Таким лицам будет запрещено оставлять место ДТП, участниками которого они являются. И управлять СИМ или велосипедом в нетрезвом виде.
Поправки позволят обязать их пройти медосвидетельствование на состояние опьянения. Документ также предусматривает введение нового дорожного знака, который определит территорию, по которой движение СИМ запрещено.
В реестр СИМ планируется вносить сведения, идентифицирующие конкретное устройство, дистанционно через мобильное приложение. Все данные будут находиться в региональной информационной системе. А перед началом поездки пользователю нужно будет авторизоваться через Госуслуги.
Предполагается, что новые правила должны вступить в силу 1 сентября 2026 года. Уже находящиеся в эксплуатации СИМ нужно будет зарегистрировать до 1 марта 2027 года. Транспорт, купленный после вступления в силу закона, потребуется поставить на учет в течение десяти дней со дня приобретения.
Количество электросамокатов и других СИМ в России растет стремительно, как и число ДТП с их участием. С 2020 года количество электросамокатов выросло в пять раз, и сейчас их насчитывается более 750 тыс. Большинство из них находится в собственности, о чем свидетельствует статистика продаж. Только за два года - с 2020 по 2022 год - в розницу было продано 540 тыс. СИМ. При этом одним электросамокатом могут пользоваться много людей из-за быстрого развития арендных сервисов. Количество поездок арендованных СИМ с 2020 года увеличилось в 12 раз. На начало 2023 года количество СИМ в прокате достигло 192 тыс. Больше всего их в Москве.
"Самокатчикам" могут ограничить скорость движения рядом с пешеходами до 10 км/чТак, в столице таких транспортных средств находится около 40 тыс.
Это естественным образом сказывается на аварийности. Если в 2020 году с участием СИМ было зарегистрировано 331 ДТП, то в 2023 году - уже 3,1 тыс. Число погибших за тот же период увеличилось с 6 до 43 человек. Слишком часто в таких ДТП страдают дети. Из более чем 3,1 тыс. человек, получивших ранения в ДТП с участием СИМ в 2023 году, треть составляют дети до 16 лет.
Увы, но правила регистрации электротранспорта могут столкнуться с непреодолимыми проблемами. Невозможно будет решить, кто конкретно находится за рулем самоката. Кто имеет право на управлением этим устройством? Другие вопросы: кто совершил ДТП? Кто был за рулем? Все это требует довольно серьезного разбирательства.
Зачастую водители электросамокатов вообще не знают правил дорожного движения. Но на дороге необходимо оценивать действия другого водителя, учитывать расстановку знаков, да и просто быть уважительным к соседу на дороге. И тут возникает еще один момент. Как бы владельцы самокатов ни объясняли пользователям правила, ни к чему это не приведет. Пока не будет жестких штрафов.
Неизбежно возникает и еще один вопрос. А кто будет регистрировать электросамокаты? Единственный регистрирующий орган - это Госавтоинспекция. И ГИБДД даже готова взять на себя эти функции. Но в проекте закона прописано, что регистрацией будет заниматься минтранс, для чего создаст отдельный реестр.
Но кто тогда будет ловить нарушителей? Логично было бы включить и регистрацию СИМ, и контроль за ними в сферу деятельности полиции. Иначе возникает своего рода диссонанс: минтранс регистрирует самокат, а полиция за самокатом гоняется.
Дорогие покатушкиВ конце августа дептранс Москвы рекомендовал кикшеринговым компаниям поднять размер штрафа с 10 тысяч до 100 тысяч рублей для пользователей сервисов, которые передают управление электросамокатами несовершеннолетним.
Повышенные штрафы за использование детьми электросамокатов вступили в силу в столице с 1 сентября. Минимальный возраст пользователя не должен быть меньше 18 лет. И вот первый штраф в 100 тысяч рублей на днях прилетел пользователю кикшеринга Яндекс.Go, передавшему свой аккаунт дочери. Как рассказали "РГ" в пресс-службе Яндекс.Go, найти нарушителя помог бдительный очевидец, который сфотографировал трех подростков на арендном самокате и пожаловался в службу поддержки. Прохожий уточнил место и время происшествия. Благодаря этим данным в компании "нашли поездку" и выставили на аккаунт первый штраф в 100 тысяч рублей, при этом сам аккаунт заблокировали. "Пока рано судить, как повлияет такой первый реальный штраф на пользователей, - сообщили в пресс-службе Яндекс.Go. - Поэтому призываем всех, кто заметил нарушение, обращаться круглосуточно в нашу службу поддержки или на единый для всех кикшерингов чат-бот". Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман считает, что повышенный штраф сам по себе носит устрашающее влияние на пользователя. Но не с каждой карты можно списать такую сумму. По ее словам, наказывать нарушителя нужно, но сетка штрафов должна быть иной. Член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов считает, что штраф за это правонарушение не должен превышать 25 тысяч рублей. "Это будет ощутимой потерей финансов для семьи, ведь, как правило, передают свои аккаунты детям их родственники, - сообщил он. - Но штрафовать нарушителей нужно. Связано это с тем, что дети в возрасте до 12-14 лет не готовы становиться водителями транспортного средства, к которому сейчас приравнен электросамокат. Я бы предложил всем, кто собирается управлять самокатом, сдавать экзамен по ПДД и получать права категории "М", это сразу бы решило многие вопросы, сократило бы число нарушителей".
Подготовила Ирина Огилько
Российская газета - Федеральный выпуск: №208(9450)