ЕГЭ-2025: репетиторство уничтожает образование
Очередной марафон ЕГЭ стартовал.
Очередной марафон ЕГЭ стартовал. Идет досрочный период, в конце мая начнется основной.
Репетиторы в апреле работают на износ: за месяц до экзамена наступает момент, когда можно загрузить в детскую голову максимальное количество материала. Только вот уже к 1 сентября там почти ничего не останется.
Иллюзий нет ни у кого: родители платят не за знания, а за поступление в вуз. В первую же сессию такой первокурсник столкнется с риском отчисления.
Теневой объем рынка репетиторских услуг больше, чем совокупный бюджет двух профильных министерств — Минпросвещения и Минобрнауки. Медианная зарплата в образовании — 44 600 рублей, поэтому очевидно, кто обречен на вторые роли.
И хотя доходы учителей пусть недостаточно, но все-таки растут, дефицит кадров не сокращается. Во многом из-за оттока профессионалов в репетиторство.
Проблема подмены прочных и глубоких знаний натаскиванием существует не первое столетие. Вспомним хотя бы курсы Петра Шмулевича, процветавшие в Петербурге в начале ХХ века.
Абитуриентам высших учебных заведений предлагался "рецепт стопроцентного зачисления". Метода Шмулевича базировалась на дежурствах его сотрудников у выходов из экзаменационных залов.
Они расспрашивали абитуриентов о вопросах экзаменаторов и таким образом подбирали отдельные ключи к каждому учебному заведению.Впрочем, если тогда у преподавателей еще была возможность подловить зубрилу на дополнительных вопросах, то сегодня репетиторы буквально царят на образовательном рынке.
В 2023 году в московских школах решили с ними "побороться". С февраля выпускным классам отменили все непрофильные предметы и ввели практикумы ЕГЭ в учебное время.
То есть школа пошла по пути капитуляции.Сегодня по окончании начальных классов многие дети вообще перестают учиться — отбывают время до начала периода подготовки к ЕГЭ.
Это катастрофа. Фундамент, который дает молодому человеку свободу в профессиональном самоопределении, закладывает качественное усвоение программы математики 5-7-х классов.
Если у человека нет этого базиса, то решение стать программистом, принятое в 10-м классе, будет уже обречено на провал. По крайней мере, хорошим айтишником он уже не станет.
Сказанное напрямую касается и любой технической специальности, да на самом деле и не только технической.Талантливый геолог зачастую открывает месторождения полезных ископаемых по интуиции.
В ней, пожалуй, и состоит истинный профессионализм. Он основан на глубоких знаниях, опыте и широком кругозоре.
Только вместе эти три фактора способны вытянуть верную идею из подсознания.Вузовские дисциплины тесно увязаны со школьными предметами.
Для того, чтобы успешно учиться, например, по специальности "Материаловедение и технологии материалов", нужны глубокие знания как минимум по математике, физике, химии. Для поступления, помимо обязательного русского языка, требуется сдать ЕГЭ по профильной математике, физике или химии.
Ключевое слово — "или". Школьник, предположим, выбирает экзамен по физике — она ему легче дается, а про химию забывает совсем.
Он успешно поступает в вуз и его приходится доучивать по химии буквально с азов. Расходовать время, деньги, но даже не это главное.
Проблема в том, что наилучшему усвоению тех или иных знаний соответствует определенный возраст.Один из симптомов болезни образовательной системы наряду с разгулом репетиторства — утрата значения аттестата о среднем (полном) общем образовании.
Для желающих получить среднее профессиональное образование важен средний балл аттестата девятиклассника: он влияет на поступление в колледж или техникум. Для одиннадцатиклассников итоговый школьный документ стал формальностью.
А когда-то он очень точно назывался аттестатом зрелости — без комплекса необходимых знаний нет полноценного взросления, становления личности с позитивной мотивацией и чувством ответственности.Советская школа готовила строителей коммунизма.
Это по понятным причинам утратило актуальность, но если отбросить измы, то учебная программа строилась на важнейшем идеале — гражданина, который сможет успешно самореализоваться на пользу стране, семье и себе лично.Не секрет, что в большинстве школ страны положительные отметки достаются сегодня детям проще, чем их сверстникам из предыдущих поколений.
Инфляция добралась и сюда. Учителям "не жалко", они и на всероссийских проверочных работах могут дать подсказку.
Так что возврат былого значения аттестату зрелости — дело непростое, но все-таки отбрасывать его нельзя. В Санкт-Петербургском горном университете уже в рамках приемной кампании текущего года будет учитываться наряду с результатами ЕГЭ и средний балл школьного аттестата.
Российская школа переживает сегодня один из худших периодов своей истории. Диагноз суров, но пока не необратим.
Джулиан Ассанж, основатель WikiLeaks, предложил мудрые слова: "Если войну можно начать со лжи, то мир можно начать с правды". Надо только развеять навязанные образованию в начале 90-х неолиберальные мифы.
Они создали неразбериху и масштабные проблемы, о чем и было сказано президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 года.Пришло время заменить псевдоэкспертов настоящими профессионалами, которые выносят суждения, а не мнения.
Не подтасовывают факты, а проводят основанный на научном подходе критический анализ ситуации. Только сопоставление идей позволит продуктивно работать над реструктуризацией системы, вернув в нее отечественные смыслы и методы.
Теория проектного управления, как известно, гласит: начинать следует с постановки цели. Ни закон "Об образовании в Российской Федерации", ни прочие документы, регулирующие отрасль, цель образования не формулируют.
Значит, многочисленные программы соответствующих министерств обречены на провал. Цель образования, если кратко, состоит в формировании у молодого человека устойчивого мировоззрения.
Он должен осознанно двигаться по своему профессиональному и гражданскому пути. Но капитализация человеческой личности, корреспондирующей задачам государства, невозможна без всего комплекса знаний.
С чего начать? Основная болевая точка — расхождение между школьной программой и вопросами ЕГЭ. Учат одному — экзаменуют зачастую по непонятным вопросам.
Сегодня это практически фатальная проблема из-за отсутствия единой программы и единых учебников по каждому предмету.Необходимо создать команду из учителей-практиков и профильных НИИ для глубокой научной проработки учебных материалов и их взаимное согласование.
Каждый раздел такого учебника должен завершаться контрольными вопросами. Если именно их транслировать в ЕГЭ, то вместо зазубривания типовых экзаменационных заданий гарантией успешной сдачи экзаменов станет нормальная учеба на протяжении всех 11 школьных лет.
Кроме того, необходимо создавать аудиовизуальные циклы лекций в объемах единого учебника по каждому предмету с иллюстрацией опытов и примеров. Естественно, с бесплатным доступом.
Необходимость в репетиторах в этом случае будет автоматически сведена к минимуму.