Украинский майдан - это классический пример смены власти в самом радикальном ее варианте, проведенный по сценарию англосаксонских "цветных революций", а майданофобия, охватившая тогда лишь малую толику, даже горстку украинского общества - явление, которое с течением времени пробудило самые низменные инстинкты, приняв необратимый характер, вовлекая в свою орбиту все большие слои населения и приведя, в конечном счете, к тотальному краху политической системы и крушению институтов власти на Украине.
Хорошо помню те ноябрьские дни в Киеве. За несколько дней до тех роковых дней в украинской столице, озябшей, промозглой и возбужденной, гулял шквалистый ветер и выпал первый, обжигающий щеки, снег. За десять лет до тех событий на той же площади Независимости уже был первый, "пробный" Майдан и с теми же лицами, имена которых были на устах: Тимошенко, Ющенко, Яценюк. Тот, начала 2000-х годов, назовем его "майдановский пробник", или "оранжевая революция", как принято говорить, привела к смене политической верхушки в стране и обошлась малой кровью. Точнее, была бескровной.
Катализатором событий 2013 года в Киеве стало то, что украинские власти под руководством президента Виктора Януковича не подписывали Соглашение об ассоциации с ЕС. Не отказывались от этого, а отложили принятие решения, взяв время на раздумье и имея определенные обязательства в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств. В 2013 году Украина укрепляла прочные дружеские связи с Россией и другими членами СНГ. Однако Запад в буквальном смысле принуждал Украину сделать четкий и недвусмысленный выбор: либо продолжить экономическую интеграцию с формирующимся Евразийским экономическим союзом, либо подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Первый, как отмечали эксперты, предусматривал новые преимущества в зоне свободной торговли СНГ, включая перспективы снятия торговых барьеров. Другой, наоборот, подразумевал нарушение условий сотрудничества СНГ в обмен на обещания освобождения от пошлин некоторых импортных товаров в интересах украинских потребителей, часть которых и ухватилась за эту "брюссельскую наживку". Ожидавшееся на Западе решение Януковича приостановить подписание документа с Евросоюзом, как по команде, дало начало агрессивной кампании гнева и возмущения со стороны западных политиков и СМИ, спровоцировало негодование и разногласия в украинском обществе, кульминацией которых и стала реализация так называемого проекта "Евромайдан". Он был целиком подготовлен, организован и профинансирован из-за границы. Спровоцированные беспорядки стали ярким примером вмешательства Соединенных Штатов и их союзников во внутренние дела суверенных государств, дружественных России.
Общее у двух майданов было то, что за ними стоял Запад, который приложил руку к разжиганию и эскалации драматических событий на Украине. Но в 2013 году Запад пошел ва-банк, на радикальные меры, направленные на отстранение от власти законного избранного президента и назначенного им правительства, а сама власть оказалась не готова к такому давлению и напору толпы, до последнего не решаясь применить силу и выставив перед стихийной массой радикально настроенных граждан, по сути, только стоический спецназ "Беркут", ставший легендарным. Тех ребят, которые оказались на переднем краю схваток с самыми отъявленными радикалами - "защитниками незалежной и самостийной Украины", но не дрогнули и не сломались под выстрелами в спину, под градом камней и бутылок.
Как и любой бунт, киевский майдан был стихийным и беспощадным и начинался с вроде бы безобидных сцен.
Двадцатое ноября 2013 года. На самом Майдане под высокой стеллой Независимости размещается импровизированная трибуна. На площади уже обосновались первые, как их называют, "городские сумасшедшие". В памяти всплывают обрывочные кадры. Где-то сверху доносятся крики из милицейского мегафона. Мужчина без определенного возраста с плакатом, сорвавший глотку и в ста метрах от Стеллы клянущий на чем стоит режим Януковича и "москалей". Молодые милиционеры, опоясавшие площадь по периметру, озябшие, с нетерпением ждущие, когда их сменят сослуживцы и не обращают внимание на бузотера. Дескать, покричит, да успокоится. Омоновцы во внушительных касках, в которых идут на штурм, вежливы, спокойны и доброжелательны. Тогда у киевских спецназовцев был другой менталитет, они почти никогда не применяли жесткие, силовые методы. От заявления украинского МВД повеяло "тишью и благодатью": "МВД не будет препятствовать мирным протестам при соблюдении их участниками общественного порядка и не будет ограничивать право граждан на свободу выражения собственной точки зрения…Несмотря на цвета флагов и лозунги, под которыми люди идут на демонстрации, милиционеры уважают каждую точку зрения и стремятся только к тому, чтобы на улицах государства было спокойно..". Тогда подумалось. Как бы не вышло боком, если начнется настоящая буза. Все это произойдет уже спустя считанные недели.
В вечерние ноябрьские часы на майдан стекались толпы народа. Любопытные киевляне и гости города, крутящие пальцем у виска при виде тех самых скандалистов. И все прибывающие на площадь молодые люди, студенты, опора стратегов и устроителей любых цветных, англосаксонских революций. Молодежь заманивали по проверенным лекалам. Играя на присущем этому возрасту - 18-25 лет - обостренному чувству справедливости. Приглашали на бесплатный концерт под открытым небом. Тем, что можно будет поплясать и дать волю эмоциям.
На майдане Незалежности, где уже высилась игравшая огнями нарядная красавица-елка, действительно было много студентов. Они пришли сюда с национальными флагами Украины и Евросоюза. На флагах фломастером были выведены названия факультетов Киевского национального госуниверситета и других вузов. Сам Майдан по сравнению с началом 2000-х заметно помолодел и радикализировался. Студенты уже успели объявить всеукраинскую предупредительную забастовку в поддержку евроинтеграции Украины.
В пятистах метрах от майдана на Европейской площади начинался концерт вживую. Здесь было уже не меньше трех тысяч человек. Постепенно он перерос в политическое мероприятие с участием местных знаменитостей, вроде колоритной певицы Русланы и представителей нескольких оппозиционных партий. С теми же, но уже не проклятиями, а четкими лозунгами против власти и России. Тон был выступлений одинаков: "Да!" - Украине и Евросоюзу. Москву, как водится, обвиняли во всех бедах и трагедиях Украины. На Европейской площади был некий симбиоз националистических настроений и "выражения европейской солидарности". "Ораторов" больше волновало не противостояние украинской власти, а единение с Европой на почве антироссийских настроений. "Кто не прыгает, тот против интеграции с Европой", - две трети присутствующих отрываются от земли. "Кто не пришел на Майдан, тот москаль", - распаляется ведущий. Через каждые пять-семь минут толпа кричала: "Слава Украине! Героям слава". Тогда впервые так прилюдно и громко и прозвучал в Киеве этот лозунг УНА-УНСО (организация запрещена в РФ). Бандеровский лозунг, ставший одним из главных слоганов нынешней украинской власти. Молодежь кричала, танцевала и бесновалась. "Если не подпишем соглашение с ЕС, то это отбросит Украину еще на несколько десятилетий назад", - таков простой набор клише, который вбивали в голову пришедшим на концерт ораторы, сменявшие друг друга на трибуне.
Многие из деятелей, поднимавшихся на трибуны, как на майдане, так и на Европейской площади, являлись многолетними получателями грантов западных, соросовских НПО, имели стабильное финансирование от десятков американских и европейских "аналитических центров". Эта инфраструктура была заложена на Украине еще в конце 1990-х-начале 2000-х годов, за несколько лет до "оранжевой революции". Во время нового майдана 2013-2014 годов пришел звездный час этих политиков главным образом антироссийской направленности. Девять лет "спал" Майдан. Молчал даже тогда, когда арестовывали и судили "символ оранжевой революции" Юлию Тимошенко. В ноябре 2013 года расшевелился, пробудился. Хорошо подготовленный и действовавший аккурат по сценарию, расписанному западными кураторами. На площади перед Дворцом Украины появились первые палатки, в которых засветились депутаты Верховной Рады, ночевали активисты нескольких партий.
21 ноября 2013 года президент Украины Виктор Янукович объявил, что выходит из соглашения с Европейским Союзом в пользу более тесных связей с Россией. Многие молодые украинцы отреагировали на это удивлением, которое быстро переросло в гнев. Мустафа Найем, украинский молодой журналист, написал в Facebook (запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской): "Давайте, ребята, давайте будем серьезными. Если вы действительно хотите что-то сделать, не просто нажмите "Мне нравится". Напишите, что готовы, и давайте попробуем что-нибудь начать". Через час Найем предложил время и место: 22.30, возле памятника на Майдане. Именно эта дата и считается началом "Евромайдана".
Тогда в ночь на 21 ноября оппозиция продемонстрировала удивительную способность к мобилизации и смене тактики. Ночью объединились два разных Майдана. Евромайдан убрал партийные флаги и двинулся к своим собратьям к стелле Независимости. Тогда началась "игра с крупными ставками".
Власти Украины во главе с Януковичем обещали не допустить новой "оранжевой революции". Вскоре начнутся переговоры между властью и оппозицией. Порошенко, Турчинов, Яценюк под лицемерные гарантии западных представителей во время переговоров с украинской властью пообещают не допустить провокаций. Тогдашняя украинская власть не дала адекватный ответ провокаторам и постеснялась продемонстрировать силу. "Оппозиционные переговорщики", на самом деле - антироссийски настроенные националисты, нарушили свои обещания о мирном политическом урегулировании, данные в кабинете в администрации президента Украины при европейских посредниках, и через несколько дней свергли законного президента Януковича. Пришедший в результате переворота режим националистов во главе с Порошенко, никогда не скрывавший своей агрессивной антироссийской позиции, ввел ряд дискриминационных инициатив в отношении русского языка и в части преследования инакомыслия.
А чуть позже начнется самое страшное. Тот самый стихийный и беспощадный бунт. Толпа в сотни, тысячи человек начнет штурмовать правительственные здания и загородную резиденцию Януковича, сам президент чудом спасется при бегстве из столицы. Десятки единиц оружия, доставленных на площадь в машинах "неприкасаемых" украинских депутатов, появятся на "баррикадах" в руках у "защитников свободы и демократии". Случится подлый расстрел в спину киевского спецназа "Беркут", "небесная сотня" превознесется новыми киевскими властями и будет зачислена в разряд "мучеников и борцов с антинародным режимом". Появится стихийно возникший аккурат у подножия Стеллы независимости палаточный лагерь со своим подсобным хозяйством и хрюкающими на весь майдан откормленными свиньями. Толпы жителей со всех областей Украины, привезенных на майдан и устроивших свое сидение за неплохое для них денежное вознаграждение. Штаб оппозиции в Доме Украины и миллионы неучтенной налички, доставленной в Киев американскими самолетами. Заместитель американского госсекретаря Виктория Нуланд с ее "печенюшками" на Крещатике, обещавшая "демократической" Украине пять миллиардов долларов. Вызволенная в феврале из тюрьмы и привезенная на майдан украинская "газовая принцесса" Юлия Тимошенко, ставшая "королевой госпереворота".
Десятки сожженных автомобильных покрышек, едкий, обжигающий дым, застилающий саму площадь и многострадальный Крещатик, на котором борцами за независимость уже порублены на дрова знаменитые каштаны. Оскверненные памятники. Десятки, сотни таких сцен морального падения, варварства, человеческой низости. Госпереворот, устроенный Западом для ослабления России. Война против жителей Донбасса, которая обернулась жестокой гибелью невинных детей, женщин и стариков. Поджог заживо людей в одесском Доме профсоюзов.
И многое, многое другое из "плодов майдана", повергающее в шок любого нормального человека, но не власть, пришедшую на крови. Как кульминация всего этого действа - нынешний неонацистский режим Зеленского, сменившего "шоколадного короля" Украины Порошенко. Режим, ввергший многострадальную Украину, испытавшую Голодомор и ужасы самой страшной войны в истории человечества в 1940-е годы, в катастрофу невиданного масштаба, и под лозунгами свободы и благоденствия обманувший своих сограждан, десять лет назад вышедших на киевский майдан.
Прямая речьМария Захарова, официальный представитель МИД РФ:
- В ноябре 2013 года Запад и радикальная неонацистская украинская оппозиция пошли ва-банк, чтобы окончательно изменить многовекторный курс Украины, встроить ее экономику, да и политику, в западную неоколониальную систему координат. Сегодня уместно задать вопрос, что именно дал Украине "евромайдан"? Ответ очевиден. Из самодостаточной, промышленно развитой и многонаселенной республики бывшего СССР Украина превратилась в нищую вымирающую территорию. Страна утратила государственную самостоятельность и находится на содержании западных колонизаторов, которые определяют ее внутреннюю и внешнюю политику.