Как объяснил "РГ" заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов, по прежним правилам размер штрафа за рассылку спама для граждан варьировался от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц - от 4 тысяч до 20 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
"После вступления закона в силу размер штрафа составит для граждан 10-20 тысяч, должностных лиц - 20-100 тысяч рублей, а для юридических лиц от 300 тысяч до 1 миллиона рублей", - рассказал адвокат.
Принципиальный момент: что именно считать спамом? Если, допустим парикмахерская, где вы стрижётесь, напоминает вам, что вы давно не стриглись, это спам или нет? "Здесь очень интересная ситуация. Во-первых, в специальном составе не будет указания на само слово "спам", - отвечает Никита Филиппов. - Речь идет о нарушении требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (звонки, смс-сообщения, PUSH-уведомления, письма по электронной почте и т.п.)".
По его словам, в Законе о рекламе указаны три основных правила. Первое: нельзя направлять рекламу адресату, который на это своего согласия не давал. Второе: нельзя распространять рекламу с использованием автоматических средств дозвона или рассылки (автодозвон, авторассылка). Третье: рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. "Именно за такие нарушения и будут привлекать к ответственности недобросовестных рекламораспространителей, - рассказывает адвокат. - И здесь есть нюансы. Например, если сообщение носит персонализированный характер, имеет прямое отношение к получателю, то оно может не быть признано рекламным, поскольку не адресовано неопределенному кругу лиц, а, например, содержащаяся в сообщении скидка адресована исключительно этому лицу".
В то же время одного указания в сообщении на лицо, которому она обращена, например, "Уважаемый Владислав Анатольевич", недостаточно для того, чтобы такое сообщение не признали рекламой, продолжает адвокат. Суды отмечают, что в случае направления посредством смс-сообщения информации, содержащей сведения о конкретных товарах, услугах, такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила, но и у иного лица. "Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение (упоминание имени и отчества абонента), представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой, - рассказывает Никита Филиппов. - В другом деле суды не посчитали рекламой сообщение следующего содержания: "Алексей! 1000 бонусов действуют до 13.11.2020! Успейте потратить!", поскольку это сообщение является персональным предложением конкретному клиенту с информацией о предоставлении ему бонусов. Данное сообщение не представляет интерес для неопределенного круга лиц, носит персонализированный характер и не является рекламой".
Важное значение в таких спорах имеет и тот факт, что доказывать получение согласия абонента на рассылку рекламы должен рекламораспространитель. "Некоторые недобросовестные компании используют другие компании для непосредственной рассылки спама, а затем, ссылаясь на то, что они сами рекламу не распространяли, пытаются обжаловать решения о привлечении их к административной ответственности, - рассказывает адвокат. - Но в судах уже устоялся подход, согласно которому заказчиков также признают виновными, если у них имелась возможность своевременного недопущения нарушения рекламного законодательства и поскольку они должны были осуществлять контроль и предпринимать соответствующие организационные и управленческие решения, направленные на недопущение распространения ненадлежащей рекламы, но не сделали этого".
Кроме того, продолжает Никита Филиппов, следует учитывать, что распространение рекламы без согласия адресата может также образовывать состав административного правонарушения о незаконном использовании персональных данных. Что касается спама, то есть его легальное определение, оно зафиксировано в Правилах оказания телематических услуг, утвержденных Правительством. В соответствии с Правилами, "спам" - это телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.
"На рекламные звонки и смс-сообщения можно пожаловаться сразу своему оператору связи. Сделать это можно через специальный сервис на сайте ФАС России, заполнив короткую анкету. Если это не поможет, то можно обращаться в ФАС напрямую, - рассказывает Никита Филиппов. - Также можно обращаться в суд в рамках гражданских исков о возмещении убытков, вреда жизни или здоровью, компенсации морального вреда и т.п. Но это, конечно, не частый способ защиты прав в борьбе со спамом".
В доказательство, по его словам, можно использовать скриншоты с дисплея телефона, аудиозаписи, детализированные выписки от оператора связи. "Обычно таких доказательств вполне достаточно для жалобы", подчеркивает адвокат. Перед подачей жалобы желательно убедиться, что вы не давали согласия на получение рекламы от рекламораспространителя. "Если не уверены, то лучше написать письменный отказ от рассылки рекламы рекламораспространителю или обратиться с тем же заявлением к оператору связи. Также можно вручить непосредственно в офисе компании, потребовав удостоверить на копии такого отказа факт его получения, - говорит Никита Филиппов. - При этом в случае отправки отказа от рекламы по электронной почте или посредством звонка есть риск того, что в ходе разбирательства факт получения отказа не будет доказан".
Борьба со спамом совершенствуется, но способы рассылки, уловки, к которым прибегают рекламораспространители, также не стоят на месте. Данный закон безусловно поможет в этой борьбе, но панацеей, к сожалению, не является, считает адвокат.
"Основная проблема, на мой взгляд, как раз касается удобства, а вернее, неудобства отказа от ранее данного согласия на рекламу. Если бы сервис отказа от рекламы, как и сервис отказа от использования персональных данных был реализован на базе, например, Госуслуг, вполне вероятно, что это было бы значительным шагом в этой борьбе за неприкосновенность личного пространства. Полагаю, что в обозримом будущем мы всё же придем к этому решению", - сказал Никита Филиппов.