"Инициатива, разработанная по предложению одного из ведомств, пока лишь проходит обязательную стадию экспертной оценки и общественного обсуждения, что крайне важно для принятия решений, как по итоговому тексту документа, так и по необходимости дальнейшего его рассмотрения, - пояснил "РГ" Василий Пискарев. - Законопроект в Госдуму не внесен и не рассматривается".
Проект предлагает внести поправки в статью 319 Уголовного кодекса "Оскорбление представителя власти". Сегодня она не предусматривает лишения свободы. Обвиняемому грозит штраф до сорока тысяч рублей или обязательные работы до трехсот шестидесяти часов. Напомним, отбывать обязательные работы надо в свободное время - вечерами или по выходным. Что делать, определяют местные власти. При этом человек живет дома.
Оскорблением представителя власти могут быть не только слова, но, например, срывание погонКак сообщают информационные агентства, предлагаемый проект увеличивает наказание и делит статью на две части. Первая будет наказывать за обычное оскорбление. Допустим, если гражданин нецензурно обругает полицейского на улице. Инициатива поднимает штраф за такое преступление до восьмидесяти тысяч рублей. И увеличивает до четырехсот шестидесяти часов срок обязательных работ.
Вторая часть наказывает за оскорбление, совершенное с использованием интернета и СМИ. Здесь штраф возрастает уже до миллиона рублей. В крайнем случае человека могут отправить и в места лишения свободы.
Естественно, возникает вопрос: кого считать представителями власти и что считать оскорблениями. В прошлом году подробные разъяснения по этому поводу сделал Пленум Верховного суда РФ. Как рассказала в свое время судья Верховного суда РФ Елена Пейсикова, Пленум при рассмотрении подобных дел потребовал особо устанавливать, сотрудником, должностным лицом какого именно правоохранительного, контролирующего или иного органа являлся потерпевший. То есть важно проверять, какими полномочиями обладает человек, можно ли его отнести к представителям власти.
Надо подчеркнуть, что просто критиковать чиновников не означает унижать. Хотя иное мнение и может оскорблять чиновника, но оскорбительным с юридической точки зрения являться не будет. Допустим, написать, что к некоему столоначальнику не достучаться, не будет нарушением. Но если добавить пару-тройку крепких выражений да приправить текст матерком, то уже может появиться повод для уголовного дела. Согласно разъяснениям, оскорблением может считаться, например, и срывание форменной фуражки с правоохранителя. Таким образом, если разместить в Сети ролик, где кто-то срывает погоны или сбивает фуражки с полицейских, то наказание, согласно новому проекту, может возрасти.
За оскорбление же обычного человека наказывают по статье КоАП.
А как вам это?Антонина Елисеева, координатор петербургского движения "Живой город":
- Не совсем понятно, что считается оскорблением. В одних источниках пишут, что оно обязательно должно быть в неприличной форме, в других - что слова "негодяй" и "подлец" тоже считаются оскорблениями. При этом по Уголовному кодексу это уже сейчас является преступлением. Непонятно, почему для чиновников нужна особая статья. Если инициативу примут, люди будут думать, что даже выругаться по поводу не убранного зимой снега чревато тюрьмой. Наказание предлагается непропорционально жестокое. Для сравнения: за незаконный снос исторического здания возрастом 200 лет в Петербурге суд назначил штраф в 15 тысяч рублей.
Анна Терешкова, экс-заместитель мэра Новосибирска:
- Какой народ, такая и власть. Поэтому, когда критикуем чиновников, то критикуем также и самих себя. Соцсети сегодня, как мне кажется, - это единственный путь, где люди могут выплеснуть свое негодование и недовольство в адрес чиновников. И перекрывать эту возможность будет неправильным. Мы спокойно можем критиковать людей других профессий. Почему не можем высказать недовольство работой чиновников? Поэтому критиковать чиновников, конечно, надо. Другой вопрос, какие формулировки для этого выбирают.
Антон Цепин, руководитель юридического бюро, Калининград:
- Практики, на самом деле, хватает. В Калининграде, например, в 2021 году к ответственности за оскорбление в чате одного из мессенджеров привлекли местного жителя. Тогда мужчина отделался штрафом. Если говорить о громких уголовных делах, то их возбуждали в Ростове-на-Дону или, например, в Пермском крае. Оба случая касались публикации оскорбительных материалов в адрес представителей власти в личных блогах и на страничках в соцсетях.
Ангелина Ипатова, медработник, Астрахань:
- Выскажу свою позицию как медработник и как человек, который часто по службе общается с сотрудниками скорой помощи. Почему предложение ужесточить наказание за оскорбления касается только чиновников? Я бы хотела распространить ужесточение санкций за это не только в интернете, но и в режиме реального времени на работников скорых. Люди, как вы не понимаете? Врачи - это настоящие подвижники, которые часто в буквальном смысле спасают человеческие жизни. А им "прилетает" и словесно, и физически от различных несознательных граждан все чаще и чаще. А потому - врачей, учителей, работников социальной сферы, всех, кто работает напрямую с населением, тоже надо дополнительно "защитить", как сейчас предлагают сделать относительно чиновников.
Подготовили Денис Гонтарь, Ольга Гутман, Мария Соловьева, Марина Ледяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №215(9457)Внутренняя политикаАдминистративное правоУголовное правоГосдумаЗаконопроекты и комментарии