Закон и сегодня не оставляет приставов безоружными. Но есть нюанс: применять силу имеют право только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если говорить просто, силовые подразделения службы.
Однако несколько лет назад был принят закон, значительно повысивший статус службы судебных приставов. Она была преобразована в службу принудительного исполнения. Ее сотрудники получили офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах. При этом были усилены и требования к самим судебным приставам. Теперь юридически закреплено, что судебный пристав - это полноценный сотрудник в погонах, а не некое полугражданское лицо в красивом мундире.
Судебные приставы работают в самых чувствительных для граждан областях: деньги и отношения. Вселить по решению суда нелюбимую невестку к родне бывшего мужа? Судебные приставы придут и проведут принудительно новоселье, как бы кто ни возражал. Заставить ветреного отца отдать деньги, которые он собирался прогулять? Вопросом также займутся судебные приставы.
Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. И далеко не всегда дело ограничивается бумажной работой и разговорами. Иногда слова приходится подкреплять силой.
"Наделение полномочиями по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не только судебных приставов по ОУПДС, но и других сотрудников, не приведет к нарушениям прав и законных интересов человека и гражданина, так как реализация сотрудниками указанных полномочий строго регламентирована условиями, пределами применения таких силы, средств и оружия, а также ответственностью за превышение названных полномочий", - подчеркивают в министерстве юстиции.
ОУПДС расшифровывается как "обеспечение установленного порядка деятельности судов". Они не только охраняют суды, но и выполняют массу других функций. В том числе, обеспечивают безопасность в ходе сложных исполнительных действий. Например, при сносе незаконных построек, когда есть риск нападения со стороны должников.
Теперь, как говорится в финансово-экономическом обосновании, право на ношение оружия планируется дополнительно предоставить прошедшим соответствующую подготовку судебным приставам-исполнителям и дознавателям, но не более чем 5542 сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации. При этом уточняется, что в каждом структурном подразделении ведомства появится не менее двух сотрудников "несиловых" отделов, получивших право носить пистолет или дубинку.
Перечень должностей сотрудников с правом на ношение огнестрельного оружия утвердит Минюст"Дополнительных средств на приобретение оружия не потребуется", - подчеркивается в пояснительной записке.
Иными словами, хотя теоретически право на оружие получат судебные приставы, на деле массовой раздачи пистолетов не будет. Согласно проекту, минюст утвердит перечень должностей сотрудников, имеющих право на ношение, хранение и применение специальных средств и огнестрельного оружия.
Скорее всего, в каждом подразделении появится небольшая группа специально обученных сотрудников, уполномоченных в особых случаях пристегнуть к ремню кобуру.
В подготовленных нормах особо прописывается, что "сотрудник органов принудительного исполнения не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные люди".
Закон также разрешит приставам применять аэрозольные баллончики, электрошокеры, наручники. Оружие разрешат применять и для "обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника органов принудительного исполнения". О всех случаях применения силы необходимо будет уведомлять прокурора.
Российская газета - Федеральный выпуск: №227(9172)