В Генеральной прокуратуре рассказали "РГ" об итогах проверки и наиболее заметных нарушениях во время ОГЭ и ЕГЭ-2024. При этом их итогом стало предложение правительству РФ "принять меры к усилению контроля за соблюдением порядка аттестации, совершенствованию процедуры рассмотрения апелляций, а также обеспечению проведения педагогической экспертизы нормативных правовых актов".
У всех на слуху громкий скандал перед сдачей ЕГЭ по русскому языку в Воронеже, с кадрами раздевания школьниц перед рамкой металлоискателя. Проверка прокуратуры показала, что стационарный металлоискатель был действительно настроен некачественно, что привело к его избыточной чувствительности и реагированию на незначительные предметы, элементы металла на одежде обучающихся.
При этом фактов досмотров и требований к экзаменуемым девушкам снять предметы одежды прокуроры не подтвердили. Зато в других регионах они обнаружили гораздо более серьезные нарушения. Так, по данным ведомства, в отдельных областях от большого ума чиновников допускалось проведение экзаменов в отвратительных условиях.
Например, старшеклассников размещали в классах с партами и стульями для детей из начальной школы. Не во всех аудиториях, где сдавались экзамены, соблюдались санитарные нормы о температурном и питьевом режимах в условиях летней жары. Школьникам приходилось сдавать экзамены в духоте и без кулеров с водой.
А вот в Чувашии, Краснодарском крае, Воронежской и Омской областях пресекались нарушения приватности санитарных зон. Слишком радивые экзаменаторы не только снимали двери и запорные устройства в туалетах, но и устанавливали в них камеры видеонаблюдения.
В Башкирии и Новосибирской области прокуроры восстановили права детей-инвалидов на использование во время экзаменов лекарственных препаратов и устройств неинвазивного мониторинга глюкозы. Кроме того, им дали дополнительное время для выполнения контрольных материалов.
Наряду с этим, как рассказали в Генпрокуратуре, вскрывались нарушения процедуры экзамена и выявлялись конфликты интересов. В некоторых пунктах сдачи ЕГЭ не велась видеозапись хода экзаменов, отсутствовали специальные места хранения личных вещей участников и организаторов. При этом в экзаменационных аудиториях находилась учебная литература.
В Бурятии и Чувашии принимались меры в связи с нарушениями процедуры рассмотрения апелляций учеников. Детям, которые пытались оспорить низкую оценку, решения выносились при неполном составе государственной экзаменационной комиссии, без протокола и при наличии противоречий в аргументации оценивания и изменения первоначальных баллов. По всем выявленным нарушениям внесены акты прокурорского реагирования. Виновные чиновники от образования привлечены к ответственности, в том числе административной - за самоуправство и нарушение порядка проведения аттестации по статьям 19.1, 19.30 КоАП РФ.
Где-то выпускники буквально "перегорали" в ожидании начала экзамена из-за сбоя в работе региональных информационных систем и программного обеспечения экзаменационных пунктов. Так, в Нижегородской области ожидание участниками начала экзаменов в одной из школ превысило 6 часов. За нарушение порядка аттестации по инициативе прокурора региональный оператор привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ, 10 сотрудников сферы образования на основании представления прокурора понесли дисциплинарную ответственность.
Кроме того, только в Ростовской и Томской областях более 140 должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке по фактам невыполнения обязательств по информированию участников и их законных представителей о процедуре и датах проведения экзаменов. Как установили прокуроры, неактуальные сведения о дате экзаменов были размещены на официальных сайтах 166 школ.
Российская газета - Федеральный выпуск: №218(9460)ГенпрокуратураПравоохранительная системаОбразованиеЕГЭ в России