Как штурмовик-стрелок Сергей Михайлов потерял ногу при обстреле ВСУ, но не упал духом: после долгой реабилитации вернулся в хоккей

Единственный хоккейный центр Новороссийска разместился на третьем этаже здания бывшего радиозавода "Прибой". Сергей Михайлов тренируется здесь несколько раз в неделю: поднимает по ступеням увесистый чехол с хоккейной амуницией, затачивает коньки, проводит на льду разминку. И даже посвященные ребята-спортсмены не до конца понимают, как такое возможно... на протезе.

Сергей Михайлов - боец штурмовой группы легендарной150-й стрелковой дивизии. / Из личного архива Сергея Михайлова

В прошлом году 29-летний штурмовик-стрелок потерял ногу при обстреле ВСУ, но не упал духом: после долгой реабилитации вернулся в любимый спорт.

Корреспонденты "РГ" встретились с Сергеем в городском военкомате, где он продолжил службу. Внешне крепкий, в рыжеватых волосах, словно мазок белил, серебрится седая прядь, взгляд открытый и в то же время слегка изучающий: сказывается вошедшая в привычку собранность военного. За плечами - шесть лет контрактной службы на корабле военно-морской базы Новороссийска.

Маме - ни слова

В 2019 году молодой человек ушел на гражданку, а когда объявили СВО, понял: остаться в стороне не сможет. Тем более с ситуацией на Украине был знаком не понаслышке: во время событий "Крымской весны" он в составе экипажа судна патрулировал акваторию полуострова.

- Кровопролития удалось избежать, но обстановка, помню,

была накаленной, - вспоминает Сергей. - До спецоперации я работал в риелторской компании своего друга и буквально за считаные недели разобрался со всеми делами, продал автомобиль. Родным о своем решении не сказал (они живут в Чувашии). Мой младший брат как раз призывался на срочную службу, и если бы мама параллельно узнала, что я на фронте, то совсем потеряла бы сон, я даже близким друзьям ничего не говорил. Когда созванивались, старался найти для нее убедительные слова. Увиделись мы с ней только после моей реабилитации. Я был уже с протезом.

Бесшумная мина

"За ленточкой", как военные между собой называют передовую, Сергей оказался в июне прошлого года. Еще во время подготовки в Луганске инструкторы отметили его хорошую физическую форму, выносливость. И вскоре бывшего моряка направили в подразделение легендарной 150-й стрелковой дивизии - именно ее знамя взвилось над Рейхстагом во время штурма 30 апреля 1945 года.

- Осознание опасности войны наступает с первым же прилетом вражеских снарядов: а по нашим позициям стреляли всевозможными калибрами - и танковыми орудиями, и артиллерийскими гаубицами, назойливо "жужжали" квадрокоптеры, - продолжает Сергей.

Вечером 24 августа группа штурмовиков в составе восьми человек возвращалась с задания в районе Марьинки, чьи дворы ВСУ превратили в настоящие бастионы. И тут в небе ребята заметили движение "птички".

Поверьте, даже маленький успех, победа над собой вызывают психологический подъем, меняют твою оценку происходящего

- Сначала вроде стихло, надеялся, что пронесло, однако вскоре нас накрыло прицельным огнем, - говорит Сергей. - Думаю, стреляли из польского миномета: радиус поражения у него слабый, но выход и прилет не слышно. На асфальте оплавленные осколки срикошетило с удвоенной силой, поэтому ранения получили все.

По его признанию, только благодаря своей дисциплинированности ему удалось остаться живым. Взрыв фактически в клочья раздробил правую ногу. В шоковом состоянии, за считаные секунды парень наложил себе жгут, а затем подоспевший товарищ снова перевязал ему рану, вколол обезболивающее средство.

Эвакуационной машиной Сергея сначала доставили в Донецк, потом через Ростов-на-Дону направили в Центральный военно-клинический госпиталь имени Вишневского в Москву. Правую ногу хирургам пришлось ампутировать, а вот левую спасли, несмотря на серьезные повреждения артерий. В "оборонной лечебнице" боец, что называется, заново учился ходить. И как только специалисты в течение нескольких месяцев подогнали протез, кстати, предоставили его бесплатно, он почти сразу выписался.

"Все-таки обстановка в палатах тягостная, сердце так и сжимается от боли при виде ровесников, двигающихся с помощью костылей или на колясках", - коротко подытоживает Сергей.

И снова на лед

В хоккей он играет с пяти лет. Катком служил замерзший пруд рядом с домом, инвентарем - видавшие виды коньки. Зато потом, как в строчках песни "...суровый бой ведет ледовая дружина": Сергей не раз становился чемпионом школы, района и Чувашской Республики. В профессиональный спорт, правда, не пошел, но активно играл нападающим за новороссийский клуб "Шторм" в Ночной хоккейной лиге.

Можно ли вернуться на лед? Этот вопрос сверлил его все месяцы реабилитации. Можно, если захотеть. В этом Сергей убедился, когда побывал на российском чемпионате по биатлону в Ханты-Мансийске и пообщался с участниками команды "Югра" по следж-хоккею - аналогу привычной игры с шайбой для людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь спортсмены, которые не могут ходить, устраивают на санях бескомпромиссные схватки.

- Там я впервые и ступил на лед. Улыбался, как ребенок. Радовался, что могу просто стоять. Конечно, кататься учился снова, много падал, но теперь значительно меньше опрокидываюсь, - не удержавшись от улыбки, добавляет военный.

В апреле Сергей даже выступил в товарищеском матче в поддержку Вооруженных Сил РФ "Своих не бросаем", который проходил в Краснодаре. Держался уверенно, несмотря на то, что его протез предназначен лишь для ходьбы, а не для активных нагрузок и основной упор идет все-таки на здоровую ногу.

- Теперь мечтаю о спортивном протезе: он оснащен микропроцессором, который позволяет вращать стопой, более отзывчив на движения. Им даже можно управлять через приложение в телефоне, - признается Сергей Михайлов. - Но при его приобретении всплывает множество нюансов. Во-первых, такие медицинские изделия производят только за рубежом и их стоимость высокая - около 4,5 миллиона рублей. Во-вторых, заказать его официально пока тоже затруднительно из-за санкций.

А еще вместе с товарищами по хоккею Сергей очень надеется, что в Новороссийске наконец-таки появится дворец олимпийских видов спорта "Черноморский" с ледовой ареной.

С удивлением узнаю, что его строительство ведется с 2009 года и до сих пор не завершено из-за многочисленных финансовых проволочек.

В здании радиозавода лед пластиковый и не столь удобный, поэтому многие спортсмены ездят на тренировки в станицу Северскую под Краснодаром, где находится каток с настоящим ледовым покрытием.

Последний вопрос, который мы задали Сергею: "Как помочь участникам СВО вернуться в мирную жизнь?"

Вопрос очень важный. Всем возвращающимся со спецоперации ребятам нужно переключаться на мирную жизнь, вырваться из плена пережитого. Как не оказаться в психологическом вакууме?

- Мне повезло: за годы контрактной службы я привык к дисциплине, научился отгонять тягостные мысли прочь. Очень помогают занятия спортом: во-первых, это здоровый образ жизни, хорошее самочувствие, положительные эмоции. А во-вторых, ощущение общности, перевод в другую реальность. Поверьте, даже маленький успех, победа над собой вызывают психологический подъем, меняют твою оценку происходящего. Конечно, главную помощь должны оказать близкие люди: родители, братья и сестры, жены или подруги. От их умения сопереживать, заботиться о ближних тоже многое зависит, - подчеркнул Сергей.

Кстати

За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга в зоне СВО, Сергея Михайлова наградили медалью "За отвагу", а Девятого мая он принял участие в параде на Красной площади, приуроченном к 78-й годовщине Дня Победы.

Российская газета - Федеральный выпуск: №147(9092)
Источник: Российская газета

Полная версия