МОСКВА, 5 июл — РИА Новости. Оказаться без багажа, прилетев домой или на отдых, - это всегда стресс, но у путешественников есть юридические гарантии и финансовая защита в этом случае: например, можно рассчитывать на компенсацию, если из-за потери багажа пришлось потратиться на вещи первой необходимости.
Сервис "Туту" дал РИА Новости инструкцию, которая поможет не растеряться в этом случае. В четверг авиакомпания Turkish Airlines вновь вовремя не доставила багаж пассажиров во "Внуково".
Авиагавань и ранее, в июне, сообщала о подобных проблемах. На фоне очередных проблем с багажом Росавиация сообщила, что продолжает работать с авиакомпанией Turkish Airlines и обсуждать ее подход к доставке багажа в Россию.
"Как только вы поняли, что багаж не приехал, направляйтесь в офис службы розыска багажа (Lost & Found). Обычно он находится в зоне выдачи или сразу за ней.
В офисе нужно заполнить акт о несоответствии багажа - Property Irregularity Report (PIR). Сделать это нужно сразу в аэропорту.
А если багаж задержан, то в течение 21 дня после прилета. Если пропустить сроки, останетесь без компенсации", - рассказали в сервисе.
Там уточнили, что в акте несоответствия багажа (PIR) нужно указать номер рейса, багажную бирку, контакты и описание чемодана: цвет, примерный размер, особые приметы и прочее. "Обязательно получите копию акта о несоответствии багажа.
Это поможет отслеживать судьбу "потеряшки", - подчеркнули в "Туту". Эксперты рекомендуют сохранять все ключевые документы, чтобы получить максимальную компенсацию.
Это посадочный талон, багажная бирка, копия PIR, чеки на покупку одежды, предметов гигиены и прочее. "Если из-за потери багажа вам пришлось потратиться на вещи первой необходимости, такие расходы нужно подтвердить, чтобы их также возместили", - рассказали эксперты.
При этом отмечается, что размер возмещения зависит от того, что случилось с багажом и каким рейсом пассажир летел. Компенсации на внутренних рейсах регулирует Воздушный кодекс России, на международных - статья 22 Монреальской конвенции.
Багаж задержан или потерян Если же чемодан все еще в пути, на международных рейсах пассажир может потребовать возместить покупку базовой одежды, предметов первой необходимости и средств гигиены, указали в "Туту". "Правда, все траты нужно подтвердить чеками.
Размер компенсации зависит от страны и перевозчика. Обычно выплачивают до 50-100 долларов в сутки, пока не доставят багаж", - рассказали в сервисе.
Там добавили, что на внутренних рейсах путешественник тоже имеет право на компенсацию. "Если багаж задержали, авиакомпания обязана платить 100 рублей за каждый час ожидания.
Отсчет ведется с момента, когда самолет прилетел и багаж должны были выдать. Получить в этом случае можно не больше 50% стоимости билета", - сообщили эксперты.
В случае потери багажа чемодан запишут в официально утерянные, если его не смогут найти в течение 21 дня. "Чтобы получить компенсацию, нужно составить претензию и приложить к ней: заявление со списком утерянных вещей с примерной стоимостью, багажную бирку, контактные данные пассажира и по возможности - подтвердить покупки чеками или фото", - говорится в сообщении.
Размер компенсации зависит от того, каким рейсом летел пассажир: на международных рейсах выплатят до 1519 специальных прав заимствования (СДР, резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ). По курсу на 4 июля 2025 года это примерно 164,6 тысячи рублей.
На внутренних рейсах за каждый килограмм веса выплатят до 600 рублей, указали в "Туту". "Окончательная сумма возмещения зависит от стоимости утерянных вещей.
Если вы не согласны с расчетами авиакомпании, их можно оспорить. А еще перевозчики в правилах указывают список вещей, за которые не готовы выплатить компенсацию.
Туда включают электронику, спортивный инвентарь, украшения, хрупкие предметы, детские коляски и другие ценные вещи. За такие вещи компенсацию не выплачивают, даже если они и были в багаже", - уверены эксперты.
Советы Если чемодана не оказалось на ленте выдачи багажа, путешественнику нужно обратиться в авиакомпанию. Сделать это можно через сайт или службу розыска багажа.
"Если перевозчик не ответил в течение 30 дней, можно подавать жалобу в Росавиацию, Роспотребнадзор или суд - при серьезных нарушениях. Если вы летели чартерным рейсом, обращаться нужно к туроператору, ведь именно он отвечает за перевозку багажа", - сообщили в сервисе.
Чтобы дополнительно обезопасить свой багаж и повысить размер компенсации, в "Туту" рекомендуют сфотографировать чемодан перед вылетом и сохранять багажную бирку до получения багажа. Кроме того, в сервисе советуют перевозить ценные вещи в ручной клади: "так они будут всегда под рукой".
Также эксперты отмечают, что туристы могут воспользоваться услугой страхования. "По международным конвенциям россияне могут требовать компенсацию даже в зарубежных аэропортах.
Главное - вовремя оформить документы и следовать официальной процедуре", - заключили в компании.