100 лет назад родилась великая Майя Плисецкая. Как опальная артистка стала символом русского балета?

20 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения балерины Майи Плисецкой

Фото: Evening Standard / Stringer / Getty images

20 ноября исполняется 100 лет со дня рождения легендарной балерины Майи Плисецкой. Артистка танцевала на сцене с раннего возраста и завоевала любовь зрителей во многих странах, ее роли вошли в историю мирового искусства. О творческом пути и непростой судьбе символа русского балета рассказывает «Лента.ру».

Плисецкая исполнила первую роль в восемь лет

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, но ее детство прошло на норвежском острове Шпицберген, так как глава семьи работал дипломатом в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли. Именно там в 1932 году восьмилетняя балерина впервые вышла на сцену — сыграла маленькую роль в опере Александра Даргомыжского «Русалка».

То ли из нашего махрового советского подхалимажа — отец как-никак консул, — то ли я и впрямь была артистична. Нескромно скажу, была. Если и подхалимничали, то не промахнулись. Я с шиком сыграла свою крошечную роль

Майя Плисецкая ()

Весной 1941 года мать была освобождена и смогла воссоединиться с Майей. Плисецкая продолжала заниматься балетом. На выпускном вечере в училище она танцевала «Экспромт» на музыку Чайковского в постановке Леонида Якобсона. На следующий день, 22 июня, началась Великая Отечественная война.

Плисецкая танцевала на сцене Большого театра почти полвека

Майю Плисецкую приняли в труппу Большого театра в 1943 году. Артистка числилась в составе кордебалета и училась у Агриппины Вагановой, о которой позже отзывалась так: «Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать».

Вскоре талантливой Плисецкой начали давать сольные роли. В 1945 году она исполнила партию феи Осени в «Золушке» Прокофьева, а в 1947-м впервые станцевала Одетту и Одиллию в «Лебедином озере» Чайковского — одну из главных партий в ее творческой биографии. Тогда появился коронный номер балерины «Умирающий лебедь», а выразительные, живые движения рук прославили ее на весь мир.

Я очень требовательная. И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать? Измениться труднее, чем за волосы себя поднять

Майя Плисецкая ()

Майя Плисецкая

Щедрин посвятил Плисецкой многие свои произведения — «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», «Кармен-сюита». Брат балерины Азарий Плисецкий написал в своих мемуарах, что композитор Щедрин дарил жене «не драгоценности, а балеты». Сам же музыкант говорил, что даже не считает себя большим любителем этого вида искусства: «До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я Майяман».

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев на сцене Королевской оперы в Лондоне, июль 1969 года

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев на сцене Королевской оперы в Лондоне, июль 1969 года

Фото: Mike Lawn / Stringer / Getty images

В одном интервью в ответ на вопрос о трех самых сокровенных желаниях Щедрин трижды произнес: «Я хотел бы быть вечно с моей женой». Композитор оставался с Плисецкой до последнего дня ее жизни, а в совместном завещании супруги указали, что после смерти их прах следует соединить воедино и развеять над Россией.

Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное — у меня прекрасный муж. Чего же мне еще желать?

Майя Плисецкая

Плисецкой не стало в 2015 году после сердечного приступа

В последние годы жизни Плисецкая не танцевала. Она вела мастер-классы, писала мемуары. В ноябре 2015-го в Большом театре собирались устроить торжественный концерт в честь 90-летия легендарной балерины, но Плисецкая до своего юбилея не дожила: 2 мая она скончалась от сердечного приступа.

Память великой балерины почтили коллеги со всего мира и руководство России, в том числе президент Владимир Путин. Владимир Урин, занимавший пост генерального директора Большого театра, выразил всем соболезнования в связи с уходом артистки: «Я редко говорю такие слова, но в данном случае действительно ушла эпоха, очень своеобразная, личностная, высокоинтеллектуальная. Плисецкая была великой балериной и великой женщиной».

Источник: Lenta.ru

Полная версия