Депутат объяснил, что такое креативная экономика и почему она важна для современной России

Элементы креативной или новой экономики, как известно, существовали всегда, с зарождения меновых, а позднее — экономических отношений.

Фото: ru.wikipedia.org

Элементы креативной или новой экономики, как известно, существовали всегда, с зарождения меновых, а позднее — экономических отношений. Самый простой пример — это ремесленничество, или, как принято говорить в России, народные художественные промыслы. Например, гончарные бытовые изделия, которые можно было обменивать на продукты питания, домашних животных и оружие или орудия труда, появились еще в эпоху верхнего палеолита — больше 25 тысяч лет назад, что можно считать предтечей зарождения креативных индустрий или творческих производств.

С течением времени творческий фактор и в бытовых отношениях, и в экономической жизни постоянно повышался. Искусство и творчество однозначно находили свое достойное место в цивилизационном развитии всех без исключения стран и народов. Расцвет любой цивилизации, начиная с Древнего Рима и закачивая Советским Союзом, всегда ассоциировался с выдающимися достижениями не только в литературе и искусстве, но и в науке, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладных направлениях творчества.

С выходом на мировую экономическую арену четвертой промышленной революции и установлением шестого экономического уклада креативная или творческая сфера становятся одним из определяющих оснований экономического развития. Труд, земля, капитал и орудия труда (средства производства) дополняются еще одним фактором производства, формирующим экономические отношения и экономический результат. Таким базовым элементом современной экономики становится именно творчество во всех его проявлениях, видах деятельности и формах реализации.

Впервые термины креативная экономика или креативные индустрии были введены в научный и аналитический оборот на Западе на рубеже XX и XXI веков. Тогда же в список отраслей креативной экономики был включен ряд видов и сфер деятельности, считающихся однозначно креативными.

К таковым уже традиционно относятся реклама и маркетинг, архитектура, ремесла, дизайн (включая индустрию моды), создание программного обеспечения, издательское дело и медиа, деятельность учреждений культуры, производство творческих продуктов в различных сферах искусства, кинематографии и т.п.

Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», соавтором которого является ваш покорный слуга, был принят в 2024 году. Данный закон кроме обозначенных выше видов деятельности, формирующих добавленную стоимость и способных приносить доход, обозначил еще целый ряд креативных сфер, в том числе индустрии, основанные на историко-культурном наследии, включая народные художественные промыслы; различные аспекты прикладного творчества, включая гастрономию и пр.

Осознание важной роли креативной экономики уже отражено в стратегических документах в России. В первую очередь это отмечено в Указе президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», который известен как «майский указ».

В нем применительно к развитию креативной экономики определено сразу несколько показателей национального развития, которые должны быть достигнуты в обозначенный период. Так, в частности, в нем обозначена необходимость увеличения доли креативных (творческих) индустрий в экономике. При этом цифрового показателя, отражающего данную долю, в указе не обозначено. Будем оптимистами и станем исходить из того, что искомая доля может быть очень значительной и вычислить ее в процентах пока не представляется возможным.

При этом важно понимать, что существует накопленный международный опыт, говорящий о том, что страны, претендующие на инновационное и творческое лидерство в XXI веке, ориентируются на долю креативных индустрий от 5 до 10% ВВП. По данным международных исследований, Россия входит в десятку ведущих стран мира по доле творческих производств в ВВП с ориентировочной долей в 2,5%, что с учетом нашего творческого потенциала и накопленных технологий в данных сферах, конечно, не может считаться достаточным.

Возвращаясь к «майскому указу», хочется отметить еще несколько показателей национального развития, имеющих отношение к креативной экономике. Так, Президент России, в частности, поставил задачу увеличить долю туристической отрасли в ВВП России к 2030 году до 5%, а рост экспорта туристических услуг в обозначенный период обеспечить в три раза отношению к 2023 году. Не будем вдаваться в подробности, но данные задачи вполне достижимы и, в общем-то, не выглядят очень амбициозными.

В упоминавшемся выше федеральном законе «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ» предусмотрен целый комплекс мер поддержки креативной экономики. С учетом недавнего принятия данного документа говорить о реальных достижениях в содействии развитию данных деятельностей пока не приходится. Производители творческого продукта видят растущий спрос в данных сферах и стараются его удовлетворить своими силами в рамках общих мер поддержки экономической деятельности.

Справедливости ради надо отметить, что мы замечаем реальные успехи отечественных производителей и в сфере киноиндустрии, в дизайне и производстве одежды, и в гастрономии, и в создании отечественных технологических разработок. Задача государства в данной части — обеспечить здоровый и эффективный протекционизм и не допустить агрессивной конкуренции со стороны иностранных производителей, особенно тех, кто покинул российский рынок в последние годы. Приоритет отечественных брендов, отечественных разработок, отечественных производств и продуктов должен быть однозначным и фактически абсолютным. А целенаправленная дискредитация отечественных товаров и услуг, а также их производителей, по моему личному мнению, должна пресекаться и преследоваться в административном порядке.

В заключение необходимо отметить, что современная экономика, по сути, не терпит жесткого разделения на группы отраслей, а креативная экономика сейчас присутствует везде — и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в постиндустриальных сферах деятельности. Например, вообще ни одно производство сейчас не существует без программного обеспечения, как ни одно изделие невозможно без дизайна. В этой части креативные индустрии уже не существуют сами по себе: они являются частью многоликого и многомерного народного хозяйства, в котором есть место для всех актуальных направлений экономической деятельности. По сути, все отрасли экономики в настоящее время действительно становятся креативными.

В этой части в увлечении молодежи творчеством и чрезмерной модности креативных индустрий нет ничего страшного. Экономика постоянно требует уникальных творческих решений, позволяющих не только производить нужную конкурентоспособную продукцию, но и повышать капитализацию современных российских компаний. Это, кстати, тоже одно из важнейших поручений президента России в рамках «майского указа» 2024 года.

Здесь необходимо вспомнить историю про искусственный интеллект (ИИ), вокруг которого во всем мире растет хайп и «надувается» очередной биржевой «пузырь». Важно понимать, что сектор ИИ как часть креативной экономики тоже не существует сам по себе. Искусственный интеллект — это программный инструмент, позволяющий быстрее, надежнее и эффективнее решать различные технологические (или даже бытовые) задачи, требующие обработки большого объема данных. В связи с этим ИИ применим в любой сфере, в любой отрасли и в любом виде деятельности, начиная с управления беспилотными транспортными средствами в горнодобывающей промышленности и заканчивая дизайном модной одежды или обуви. Неслучайно в Государственной думе создана Межфракционная депутатская группа по законодательному регулированию отраслевого и функционального применения ИИ. По сути, сейчас потребуется создание отдельной отраслевой законодательной базы для использования ИИ как инструмента креативной деятельности в самых разных отраслях и сферах применения.

Здесь однозначно можно выразить оптимизм по поводу перспектив развития российской национальной экономики. Наша цивилизация всегда была сильна творческим подходом, умением ответить на вызов и способностью к решению сверхсложных задач. Креативность и творческое начало у нас, что называется, в крови. В этой части повышение роли креативных индустрий в общем экономическом развитии играет для нас позитивную роль, и результаты, я уверен, точно будут значимыми, заметными и значительными.

Не так давно Всемирный банк опубликовал очередной рейтинг стран по объему национальной экономики по валовому внутреннему продукту, исчисляемому по паритету покупательной способности по итогам 2024 года. Для нас новости в целом хорошие. Мы упрочили свою позицию на четвертом месте в мире (после Китая, США и Индии) и увеличили свой отрыв от ближайших конкурентов (Японии, Германии, Бразилии и Индонезии). При этом мы прекрасно понимаем, что основу роста определяют государственные инвестиции, связанные со СВО и модернизацией инфраструктуры. В этой части важно подключать к обеспечению экономического роста и иные факторы — рост внутреннего спроса, капитализацию экономики и, конечно, громадный потенциал творческой (креативной) экономики. Возможности здесь, безусловно, крайне значительные. Иное дело, что все они требуют насыщения экономики дополнительными финансовыми ресурсами, источники которых тоже имеются. Но это, как говорится, тема отдельного разговора.

Источник: Московский комсомолец

Полная версия