МОСКВА, 30 сен — РИА Новости. 30 сентября Историко-архивному институту РГГУ исполняется 95 лет.
Именно он стал фундаментальной единицей Российского государственного гуманитарного университета, объединившего традиции нескольких эпох. Сегодня университет сохраняет преемственность, развиваясь при этом в ногу со временем.
Об истоках РГГУ, ключевых этапах его становления и главных треках развития — в материале РИА Новости."Золотой" фундамент РГГУВ начале ХХ века генерал-майор, золотопромышленник, меценат Альфонс Шанявский завещал свое состояние на создание университета, открытого для всех, кто желает учиться, независимо от пола, национальности, вероисповедания и сословия.
Через несколько лет после его смерти, в 1908 году, усилиями его жены Лидии был открыт уникальный частный университет — Московский городской народный университет имени А. Л.
Шанявского."Это была важная точка на интеллектуальной карте Москвы, потому что сюда приглашались лучшие профессора Московского императорского университета, Высших женских курсов и других образовательных учреждений города.
Они читали лекции на двух отделениях: научно-популярном отделении для вольнослушателей, среди которых был, например, Сергей Есенин, и академическом отделении, где готовились специалисты, в том числе для сферы культуры", — отметила заведующий кафедрой музеологии РГГУ Мария Стефко.Профессора читали лекции по самым разным направлениям — от истории и библиотечного дела до экономики и естественных наук.
"В этих стенах была реализована мысль начала XX века о том, что образование и просвещение — это очень важные и близкие понятия. Распространение знаний — то, чем и в настоящее время университет занимается кроме подготовки специалистов в конкретных областях — чрезвычайно важно, потому что оно в немалой степени формирует общество, в котором мы живем.
Эта идея разделялась очень многими. Так, среди преподавателей Народного университета Шанявского были первые имена в своих сферах: Александр Васильевич Чаянов, Николай Дмитриевич Кондратьев, Владимир Иванович Вернадский, Валерий Яковлевич Брюсов", — подчеркнула Мария Стефко.
В 1918 году университет был национализирован. Его здание на Миусской площади занял сначала Коммунистический университет имени Я.
М. Свердлова, а затем — Высшая партийная школа при ЦК КПСС.
В 1991 году там расположился главный корпус РГГУ.Чему учат в Историко-архивномИнститут архивоведения — так изначально назывался Московский историко-архивный институт — был создан 30 сентября 1930 года с целью подготовки новых кадров для советских архивов.
"Московский государственный историко-архивный институт был первым в мире специализированным вузом, готовящим кадры высшей квалификации для архивной отрасли. Его создание стало мировым прецедентом.
До этого архивистов нигде не готовили системно. Историко-архивный институт создал научную школу архивного дела, заложил основы архивоведения как строгой научной дисциплины, объединив историческую подготовку с практическими навыками работы с документами", — отметила декан исторического факультета Историко-архивного института РГГУ Елена Барышева.
Новому государству нужно было как можно быстрее сформировать систему архивного дела, поэтому первые годы институт имел ремесленный характер и был больше похож на профессионально-техническое училище. Срок обучения тогда составлял всего два года.
Предполагалось, что за два года можно подготовить грамотного специалиста, который будет знать, как проводить разные виды архивных работ."На заре истории Историко-архивного института стало довольно быстро понятно, что так не получится, потому что архивы — это сокровищница документальной памяти народа.
Работать с ними должны специалисты очень высокой квалификации, серьезной профессиональной подготовки, которая должна быть основана на научном фундаменте", — объяснил директор Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин, добавив, что уже буквально через пару лет учебный план был изменен и обучение стало пятилетним.По его словам, в 1930-х годах исторические факультеты в стране были закрыты, а научные институты, занимавшиеся исторической проблематикой, фактически не работали.
Поэтому в открывшийся Институт архивоведения пошли работать профессора с дореволюционным стажем, ученики ярчайших историков конца XIX – начала XX века."Во все периоды основным принципом и краеугольным камнем деятельности института было понимание, что в основе достоверного и проверяемого исторического знания лежит документ.
И главным образом архивный документ. Потому что именно архивы и архивные документы дают нам возможность уверенно, убедительно и доказательно говорить о прошлом.
Этому всегда учили в Историко-архивном институте", — рассказал Тараторкин.Образование в РГГУРоссийский государственный гуманитарный университет был создан в 1991 году на базе Московского историко-архивного института.
"Сегодня мы сталкиваемся с очень серьезными вызовами, связанными с изменением информационного пространства. В связи с этим мы предлагаем нашим студентам совершенно новые образовательные программы, которых не было в прежние периоды.
Например, интеллектуальные системы управления документами, теория и практика цифровой трансформации в архивном деле, электронный документооборот, электронное делопроизводство. То есть целый ряд новых предметных областей, новых направлений профессиональной подготовки, которые позволят нашим выпускникам найти себя на рынке труда", — подчеркнул директор Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин.
Помимо Историко-архивного института, в РГГУ работает целая сеть факультетов и институтов, которые охватывают самые разные области знаний. Университет предлагает не только традиционные гуманитарные программы — историю, филологию, философию, культурологию, но и такие современные направления, как математика эффективных ИТ-решений, математические основы искусственного интеллекта, мировая политика и международный бизнес, прикладной искусственный интеллект.
Чем удивит Музейный центрЧерез несколько лет после открытия РГГУ в 1991 году первому ректору Юрию Афанасьеву удалось воплотить идеалы, заложенные более 100 лет назад основателем и первым директором Музея изобразительных искусств Иваном Цветаевым.Цветаев исходил из того, что гуманитарное образование не может ограничиваться только текстами, потому что острота ума воспитывается в первую очередь искусством.
Эта концепция легла в основу Музейного центра — совместного проекта РГГУ и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина."Первый ректор РГГУ Юрий Николаевич Афанасьев считал, что гуманитарное образование в России должно включать те концепции, которые не успели развиться в России в начале XX столетия.
В частности, концепцию Ивана Владимировича Цветаева, которая говорила о том, что одна из главных задач — дать учащемуся юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагораживанию их вкусов и развитию в них эстетических понятий", — рассказала директор Музейного центра РГГУ Ирина Баканова.В залах представлены слепки и копии с памятников искусства, хранящихся в главных музеях Парижа, Лондона, Берлина, Каира и Санкт-Петербурга.
Коллекция позволяет реализовывать программу "Образование средствами искусства" — Музейный центр является частью образовательной среды, а музейная деятельность органически входит в повседневную университетскую жизнь. Экспозиция встроена в пространство вуза: студенты идут на занятия через музейные залы и используют коллекцию в учебном процессе.
Сегодня Музейный центр РГГУ является одним из крупнейших научно-учебных музеев в России и включает Учебный художественный музей им. И.
В. Цветаева, экспозицию нонконформистского искусства "Другое искусство", а также зал искусства Древней Мексики.
Почему стоит поступить в РГГУВ 2025 году РГГУ выстраивает новую стратегию развития, в центре которой — креативная экономика, цифровые технологии и активное внедрение нейросетей в образовательный процесс. По словам проректора по развитию университета Сергея Пилипенко, вуз "пересобирает" образовательные программы совместно с индустриальными партнерами, ориентируясь на запросы креативных индустрий.
Особое внимание уделяется дополнительному профессиональному образованию. Для студентов это не просто возможность расширить кругозор, но и получить дополнительные квалификации в ходе обучения по основным программам.
"Самая главная задача в рамках этой новой модели — это совместить фундаментальность и гибкость. Фундаментальность — это ядро профессиональных навыков и компетенций.
Гибкость заключается в предложении различных дополнительных курсов, чтобы студент мог в рамках обучения определяться, какие дополнительные навыки, компетенции ему нужны и по какому треку он может пойти", — отметил Пилипенко.Университет делает ставку на соединение гуманитарной традиции с новыми технологиями и трендами развития страны.
"Мы объединяем наше достояние с новыми технологиями и делаем это гармонично на основе наших духовно-нравственных и культурных ценностей. В бизнес-процессы вуза и образовательный процесс мы внедряем не только искусственный интеллект, но и широкий спектр цифровых технологий", — рассказал проректор.
Современные реформы и технологические инновации опираются на богатое прошлое университета. История РГГУ отражает ключевые тенденции развития отечественного образования и науки.
"Наш проректор по научной и проектной деятельности Ольга Вячеславовна Павленко придумала красивую формулу — "три возраста университета". Наш первый возраст — университет Шанявского, начало XX века и фундаментальная идея распространения просвещения.
Второй возраст — это Историко-архивный институт и идея подготовки уникальных специалистов, которые понимают, что такое исторический источник, документ в его развитии и как с ним работать. Третий возраст — создание в 1991 году РГГУ", — заключила заведующий кафедрой музеологии РГГУ Мария Стефко, подчеркнув, что каждый из этих этапов формировал традиции, которые определяют облик вуза сегодня.