Наследница основателя химического концерна BASF Марлен Энгельхорн решила раздать свое многомиллионное состояние случайным людям. Она убеждена, что несправедливо оставлять столько денег себе, когда другие в них нуждаются больше. Как ни странно, в мире все больше миллионеров и даже миллиардеров, которые разделяют ее мнение. Они призывают увеличить налоги для самых богатых и не боятся, что из-за этого их жизнь станет чуть менее роскошной.
Одним из предков 31-летней австрийки Марлен Энгельхорн был немецкий промышленник Фридрих Энгельхорн. В середине XIX века он основал концерн BASF, который теперь считается самой крупной химической компанией в мире. За 160 лет, прошедшие с тех пор, его потомки не только не растеряли, но и преумножили оставленное им состояние.
Марлен Энгельхорн выросла в состоятельной семье, никогда ни в чем не нуждалась и считала, что совершенно этого не заслуживает. Еще в 2021 году она заметила в интервью, что ей просто повезло. Богатство полагалось ей от рождения, ей не требовалось ни трудиться, ни рисковать.
Есть что-то неправильное в том, что я получаю миллионы и не плачу за это налоги, а с человека, у которого есть дети, который работает по 40 часов в неделю, а то и больше и, может, на двух работах, — налоги берут
Марлен Энгельхорн (наследница)
Энгельхорн всегда считала, что слишком богатые люди причиняют вред обществу, но раньше помочь нуждающимся не могла: семейным богатством распоряжались ее родители, которые симпатизировали идеям Марлен, но не горели желанием расставаться с деньгами. Все изменилось после кончины ее бабушки — 95-летней Траудль Энгельхорн-Векьятто.
Траудль Энгельхорн-Векьятто была очень богатой женщиной. Журнал Forbes оценивал ее состояние в 3,8 миллиарда евро (370 миллиардов рублей). В наследство внучке она оставила по меньшей мере несколько десятков миллионов евро.
Теперь Марлен Энгельхорн намерена раздать по меньшей мере 90 процентов этой суммы незнакомцам. Остаток она потратит на текущие расходы и аренду жилья, а потом найдет работу — такую же, как у обычных людей. «Придется перейти из самого богатого процента населения в менее богатые 99 процентов, — признает она. — Но мне кажется, что это к лучшему».
Энгельхорн хочет поделить наследство между 50 соотечественниками. Каждому из них достанется по 500 тысяч евро (48 миллионов рублей). Решать, кто их заслуживает, будет специальный совет. Чтобы его собрать, в январе Энгельхорн разослала 10 тысяч приглашений случайным австрийцам. Откликнулись несколько сотен человек, из которых отберут 50 человек, отражающих демографию страны. Среди них будут люди разного возраста, происхождения и достатка.
С марта они будут собираться по выходным в течение шести недель и обсуждать с экспертами борьбу с неравенством и способы перераспределения средств. Им предстоит найти самый справедливый способ распределения 25 миллионов евро (2,4 миллиарда рублей), которые унаследовала Энгельхорн.
Чтобы членов совета ничто не отвлекало, Энгельхорн оплатит им поездки и даже нянь для детей, если их не с кем оставить. Кроме того, эта работа будет оплачиваться: за участие в собраниях они будут каждую неделю получать 1200 евро (117 тысяч рублей).
Сам факт того, что нашлись люди, которые готовы взяться за это дело, готовы потратить свои выходные — целых шесть выходных! — чтобы обсуждать с посторонними, справедливо неравенство или нет и что с этим делать… Это должно подпитывать надежду, что демократия еще жива
Марлен Энгельхорн (наследница)
Энгельхорн наложила на совет лишь несколько ограничений. Ее деньги нельзя направлять людям или организациям, которые нарушают конституцию или ведут деятельность, которую можно считать враждебной или бесчеловечной. Политические партии и коммерческие предприятия также заведомо исключены из списка потенциальных получателей. Кроме того, члены совета не имеют права забрать деньги себе или раздать их своим родственникам и знакомым.
Если членам совета удастся найти компромисс, Энгельхорн уже не сможет повлиять на их решение. С этого момента судьба ее наследства будет полностью в их руках. «У меня нет права вето, — объясняет она. — Я доверюсь этим 50 людям и передам свое имущество в их распоряжение».