В последние месяцы мошенники активно используют схему, в рамках которой вынуждают жертв самим звонить злоумышленникам. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на опрошенных экспертов.
Аферисты присылают гражданам смс, сообщения в мессенджерах, письма под видом службы доставки, управляющей компании или службы безопасности, придумывая максимально бытовой и правдоподобный повод для контакта. Самые распространённые сценарии — проверка счётчиков, замена домофонов и подозрительная авторизация. В попытке решить «проблему» жертвы сами звонят мошенникам.
Например, пользователю приходит сообщение, что он якобы совершил вход в важный сервис. В том же сообщении будет написано: «Позвоните по указанному номеру телефона, если это были не вы». Похожее сообщение может прийти якобы от банка: «Ваша карта заблокирована из‑за подозрительной операции. Для разблокировки позвоните по номеру».
Далее мошенники действуют по стандартной схеме, пытаясь выманить у жертвы доступ к банковским счетам и личным данным, похитить деньги под видом «спасения» средств или решить «проблемы» с госорганами.
Также на russian.rt.com «Проверьте анатомию»: эксперты — о том, как распознать дипфейк и не стать жертвой мошенниковПо словам экспертов, всплеск этой схемы был зафиксирован после введения в августе ограничений на звонки в мессенджерах. В результате только за III квартал 2025 года число преступлений по такой схеме достигло около 1,2 млн. При этом ущерб, по разным данным, составил 65—117 млрд рублей. В среднем каждая жертва теряет порядка 15—20 тыс. рублей, но в отдельных случаях эта сумма может доходить до сотен тысяч.
Как объясняют специалисты, мошенники активно применяют методы социальной инженерии, опережая антифрод-системы, поэтому показатели ущерба остаются внушительными.
На этом фоне эксперты рекомендуют критически относиться к любым входящим сообщениям и звонкам. Если во время диалога возникают хотя бы малейшие сомнения, лучше прекратить беседу и не перезванивать на незнакомый номер.